В Свердловской области возбуждено уголовное дело по факту исчезновения самолета Ан-2 с взлетно-посадочной полосы аэродрома близ города Серов (330 км севернее Екатеринбурга). Дело расследуется по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц).
Воздушное судно пропало в понедельник вечером. Ан-2 поднялся в воздух около 23.00 по местному времени 11 июня. Как сообщает Уральское следственное управление на транспорте Следственного комитета (СК) России, взлет самолета был не санкционирован (пилот — командир судна Хатип Кашапов — не уведомил о нем управление воздушным движением). Изначально судно было арендовано для полетов по мониторингу лесных пожаров в регионе, сообщают следователи. По данным следствия, самолет принадлежал челябинскому предприятию ООО «Авиа-Зов», он был выпущен в период с 1984 по 1986 года и был арендован Уральской базой лесоохраны для мониторинга лесных пожаров на севере Свердловской области.
Отсутствие своего самолета и командира обнаружили бортмеханик и второй пилот, вернувшись на взлетное поле «из краткой поездки в райцентр». (Куда именно и зачем они отлучались и почему командир экипажа их не дождался, неизвестно).
На взлетном поле, пригодном лишь для вертолетов и малой авиации, экипаж обнаружил лишь несколько автомобилей и «следы пикника».
Возвращения самолета они ждали до утра, но, так и не дождавшись, обратились с сообщением о пропаже в полицию. (По данным полиции, информация о пропаже Ан-2 поступила в полицейское управление по Серову около 9.00 по местному времени (7.00 мск) 12 июня. На место происшествия выехали следователи. Они изъяли учетные журналы вылетов и технического обслуживания судна.
«Сейчас можно сказать лишь то, что самолет совершил несанкционированный взлет, имея на борту нескольких пассажиров, — рассказал «Газете.Ru» пресс-атташе ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых. — Чем они — в том числе, командир воздушного судна, житель Орска 50-летний Хатиб Кашапов — занимались перед вылетом, можно говорить лишь предположительно.
Не исключено, что командир распивал спиртные напитки вместе с гостями. Возможно, потом они улетели на рыбалку или баню».
Поскольку вылет самолета был несанкционирован, до полудня среды не было известно, кто оказался на борту и пропал вместе с воздушным судном. Впрочем, местные жители опознали в брошенных автомобилях транспорт начальника местного ГИБДД капитана Дмитрия Ушакова и его подчиненного – 24-летнего инспектора ГИБДД Максима Маевского, который был на пикнике со своей сестрой.
Позже Уральское следственное управление на транспорте и СК в рамках расследования уголовного дела уточнили, кто мог бы на борту Ан-2.
На борту самолета, предположительно, находились семь человек, в том числе сотрудники полиции и их родственники.
Среди них были 30-летний охранник ЗАО «Уфалей-никель» Антон Сафонов, начальник ГИБДД ММО «Серовский» Дмитрий Ушаков, инспектор Серовской ГИБДД 24-летний Максим Маевский, а также 25-летний Евгений Тренихин и 31-летний Иван Чекишев. Последний, как уточняет местная газета «Глобус», родной брат жены Ушакова Ирины, а Тренихин — ее двоюродный брат. Кроме того, взмывшая в воздух компания прихватила с собой пенсионера — 67-летнего сторожа летного поля Юрия Соболева.
Перед взлетом начальник местной ГИБДД Ушаков сообщил оставшимся на земле, что они хотят слетать в Кытлым. Начальник посадочной площадки Валентина Соболева сообщила, что ее муж Соболев зашел на борт «как был»: в тапочках и спортивных штанах, оставив сотовый телефон. Сейчас директор авиакомпании «Авиа-зов» Олег Золин лично совершает облеты в поисках самолета. «Летчик Кашапов очень опытный, дисциплинированный. Больше 20 лет за штурвалом, — сказал он. — Раньше ничего подобного у нас не было».
По прошествии полутора суток «путешественники» так и не вышли на связь с землей.
На данный момент имеется четыре версии аварии (вероятность такого исхода повышается с каждым часом): это техническая неисправность судна, нарушение пилотом правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, угон воздушного судна и не соответствующие полету метеоусловия.
Ведущий специалист центра «Фобос» Вадим Заводченков рассказал «Газете.Ru», что метеоусловия для полета самолета были вполне подходящими. «Опасных проявлений погоды не наблюдалось, — сказал он. — Была переменная облачность, днем образовывались кучево-дождевые облака, но они не провоцировали дожди и грозы. После 18.00 они уже рассеялись, была переменная облачность без осадков. Температура постепенно понижалась. В 21.00 по местному времени был +21° С, а к утру 12 числа она опустилась до +12° С». Ветер был северный и северо-западный, скорость его составляла 2—3 метра в секунду.
В поисках самолета в воздух были подняты другой Ан-2 и вертолет Ми-8, сообщает ГУ МЧС по Свердловской области. На помощь к свердловским спасателям вылетели их коллеги из соседнего Пермского края на самолет Ан-26.
12 июня была обследована территория в 2,4 тыс. кв. км, но никаких признаков крушения судна не обнаружено.
«В поисково-спасательной операции задействованы сотрудники МЧС, полиции и другие силовые ведомства, проводятся оперативно-разыскные мероприятия, — говорится на сайте ведомства. — В готовности находятся поисково-спасательные группы городов Ивделя, Карпинска, Краснотурьинска». Следователи осмотрели пять взлетно-посадочных площадок в регионе, где могла приземлиться улетевшая компания, но безрезультатно: найти Ан-2 не удалось. Известно, что радиус поиска увеличился почти до 500 километров, однако пока поиски ни к чему не привели.
Спасатели призывают местных жителей помочь в поисках — и получили несколько «сигналов с мест». Один поступил от жителя Гаринского района, который заявил, что видел зарево близ заброшенных деревень Шабурово и Кондратьево (на северо-востоке Свердловской области). Но выехавшие к предполагаемому месту падения самолета полицейские не нашли подтверждения этой информации. Другой сигнал поступил из Алапаевского района (на 150 км южнее Серова). Там один из местных жителей заметил дым в районе поселков Хабарчиха и Юкон. По слова Горелых, лесники и спасатели, добравшиеся на места на квадроциклах, обнаружили лишь горящий торфяник.
В Серов «для проведения проверки и выяснения всех обстоятельств произошедшего» отправляются сотрудники главного управления собственной безопасности МВД России, передает «Интерфакс».