Санкт-Петербургский городской суд в четверг должен был рассмотреть кассационную жалобу на решение Куйбышевского районного суда, приговорившего экс-депутата Госдумы от ЛДПР Михаила Глущенко к восьми годам лишения свободы за вымогательство. Однако жалоба рассмотрена не была. Представитель прокуратуры заявил, что ведомство не согласно с тем, что потерпевшему по делу Глущенко — бизнесмену Сергею Шевченко — отказали в выплате 1 млн рублей за моральный вред. Поэтому прокуратура заявила, что также подает на кассацию. Однако законные сроки для этого прошли, поэтому прокуратура попросила вернуть дело в Куйбышевский суд. Там должны решить, можно ли продлить эти сроки. Горсуд это представление удовлетворил.
«Коллегия определила вернуть дело на рассмотрение в Куйбышевский районный суд», — вынесли решение судьи.
Защита Глущенко сочла такой поворот банальным затягиванием процесса.
— Это не влезает ни в какие ворота, — сказал «Газете.Ru» адвокат Глущенко Александр Афанасьев. — По прошествии трех месяцев после вынесения приговора прокуратура просит удовлетворить гражданский иск Шевченко. Это второй акт жесткой подковерной борьбы, которую ведет прокуратура и Шевченко, чтобы слушание дела в настоящий момент затянуть до невозможности. Что вообще может связывать прокуратуру и Шевченко? Это сплошной криминал!
По мнению Афанасьева, за Ириной Глущенко, супругой экс-депутата Госдумы, ведется постоянная слежка.
«Организована слежка за супругой моего подзащитного, — говорит адвокат. — Эти лица хорошо оснащены технически, телескопическими аппаратами и прочими предметами слежки. Мы считаем, что это дело рук челяди и слуг Сергея Шевченко. Поскольку существует угроза жизни Ирины Владимировны, в течение ближайших полусуток мы подадим заявления во все правоохранительные органы.
В прокуратуре Петербурга официально пока не комментируют ход кассационного производства по делу Глущенко.
1 марта 2012 года Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга вынес решение по делу экс-депутата Госдумы Михаила Глущенко, обвиняемого в вымогательстве $10 млн у бизнесменов, братьев Вячеслава и Сергея Шевченко. Глущенко признали виновным по п. б ч. 3 статьи 163 УК (вымогательство, совершенное в целях получения имущества в особо крупном размере) и приговорили к восьми годам колонии строгого режима. Также бывшего депутата обязали выплатить штраф в 300 тысяч рублей. Гражданский иск Шевченко, заявленный в рамках этого дела, удовлетворен не был. Осужденный почти три года отсидел в СИЗО, в колонии ему придется провести чуть более пяти лет.
Сразу после приговора защита заявила, что подаст на кассацию. «Мы будем обжаловать это решение, — сказал тогда Александр Афанасьев. — Никакого вымогательства не было, это был совместный бизнес. Кроме того, во время процесса было множество нарушений. Например, суд отказался допросить нескольких свидетелей защиты. Также в деле есть большой объем страниц на иностранных языках, но нет перевода на русский». По мнению защиты, у Глущенко и братьев Шевченко было несколько совместных бизнес-проектов, в частности, заводы по производству мебели и керамической плитки в Ленинградской области. Шевченко якобы получали от Глущенко деньги в качестве инвестиций, но не делились с ним прибылью.
В свою очередь, потерпевший Сергей Шевченко утверждает, что у него не было никаких коммерческих проектов с экс-депутатом. «В наш бизнес денег он не вкладывал», — заявил потерпевший.
По версии следствия, Глущенко имел авторитет в криминальной среде и в 90-е крышевал в Петербурге бизнес братьев Шевченко. Каждый месяц коммерсанты передавали ему вознаграждение, сумма которого постоянно росла. В 2002 году Глущенко уехал в Испанию. Через год Вячеслав Шевченко отказался платить «за крышу». Глущенко начал звонить ему и, угрожая убийством, требовать $10 млн отступных. После того как бизнесмен отказался выполнить эти требования, экс-депутат потребовал от него заключить договор купли-продажи по номинальной стоимости акций АО «Метрополь», принадлежащего братьям Шевченко.
В марте 2004 года Вячеслав Шевченко, его бизнес-партнер Юрий Зорин и переводчица Виктория Третьякова были зверски убиты на Кипре, в частном доме в пригороде города Пафос.
В организации этого убийства также обвинили Глущенко.
Расследование этого дела сейчас ведет управление СКР по Санкт-Петербургу. Когда оно будет передано в суд, неизвестно.
Глущенко был депутатом фракции ЛДПР в Госдуме второго созыва (1995—1999 годы). В прессе Глущенко называли членом тамбовской ОПГ по прозвищу Хохол. В 2009 году он был задержан в Санкт-Петербурге, когда пришел в отдел милиции менять российский паспорт. Ему предъявили обвинения в вымогательстве денег у семьи Шевченко, а затем и в убийстве Вячеслава Шевченко.
Спецслужбы неоднократно пытались установить связь Глущенко с убийством Галины Старовойтовой. На сегодня следователи ФСБ отложили эту версию. Сам Глущенко 3 октября 2011 года из «Крестов» направил в суд письмо, в котором заявил, что заказчики убийства Старовойтовой — братья Шевченко, а помогал им уйти от ответственности Иван Сыдорук, бывший прокурор Петербурга, ныне замгенпрокурора.