Московские власти выступят с инициативой о внесении изменений в федеральное законодательство, с тем чтобы обязать бездомных регистрироваться в городе и проходить медобследование. Об этом сообщил в среду на пресс-конференции руководитель департамента социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян.
По его словам, речь не идет о каких-то «репрессивных методиках». «Мы требуем внести нормы, согласно которым любой бродяга обязан зарегистрироваться и пройти медобследование: мы должны быть спокойны, что он не наносит вреда окружающим», — отметил Петросян. Проблема должна решаться на федеральном уровне, пояснил он, сами столичные власти не имеют возможности ни изолировать бродяг и бездомных, ни оказать им эффективную помощь.
Существующее законодательство не позволяет решать проблемы бездомных ни соцзащите, ни милиции, ни медикам.
«Мы ведем с ними разъяснительную работу, но это ничего не дает, — признался глава ведомства. — Все упирается в федеральное законодательство, которое не дает нашим службам заняться их отловом и передачей в соцучреждения. А в летний период бомжей в Москве становится больше».
Назвать точную цифру обитающих в столице бездомных невозможно, отметил Петросян. Последний раз подсчет проводился в ноябре 2010 года, в ходе Всероссийской переписи населения. «Нас просили переписать тех, кто на улицах. У нас получилось 6069 человек», — рассказал чиновник, отметив, что, по его мнению, бродяг в Москве как минимум в два раза больше. «Я думаю, тысяч 15 точно есть», — предположил он. (При этом, по данным независимых экспертов, бомжей может быть до 100 тыс.)
На заработки в Москву приезжает множество людей со всей России и СНГ, но найти здесь работу и жилье удается не каждому. Зачастую им не платят за работу, отнимают документы, домой с пустыми руками возвращаться стыдно, да и не на что, а довершает дело алкоголь. В такой ситуации человек стремительно деградирует, и уже через полгода изменения личности становятся необратимыми. Выдворять из столицы можно только иностранцев, а граждане России свободны в своем передвижении по стране, и отсутствие документов не является основанием для ограничения этой свободы.
В итоге тысячи совершенно опустившихся людей существуют в Москве за счет сбора посуды, цветного металла, попрошайничества и воровства.
При этом многие из них серьезно больны, в том числе тяжелыми инфекциями, представляющими опасность для окружающих. По данным отдела надзора за особо опасными инфекциями Роспотребнадзора, 97% бомжей страдают от педикулеза (бюджет оплачивает их регулярную санобработку), у более чем 8% активная форма туберкулеза, многие являются носителями ВИЧ-инфекции. Столичные власти неоднократно поднимали эту проблему, правда, не особенно успешно. Единственное, чего удалось добиться, — предоставления права бомжам на временную регистрацию в центрах социального обслуживания (соответствующее постановление правительства РФ вышло 8 сентября 2010 года).
Но сейчас, по словам Петросяна, департамент может заручиться «мощной поддержкой» в федеральном правительстве в лице вице-премьера — экс-заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Ольги Голодец. Получить подтверждение такой поддержки от самой Голодец пока не удалось: как сообщили «Газете.Ru» в аппарате заместителя председателя правительства по социальной политике, «сегодня комментариев не будет».
Между тем российское правительство уже дважды отклоняло законопроекты по вопросам регулирования бродяжничества и социальной поддержки бездомных граждан.
О третьем варианте такого законопроекта столичный департамент соцзащиты заявил еще два года назад. Предполагалось, что документ не только обяжет бездомных регистрироваться и регулярно проходить медицинское обследование, но и введет новый вид административной ответственности для «уклонистов» — принудительное содержание в спецучреждениях от 2 до 12 месяцев. В таких учреждениях, созданных по типу советских ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев), людям предоставлялась бы работа, помощь психологов и социальных работников. Предлагалось также возобновить работу приемников-распределителей, благодаря которым, по словам авторов, раньше удавалось спасать и возвращать домой работающих на криминальные элементы «попрошаек» — детей и инвалидов, насильно вывезенных в Москву.
Сейчас это проект может быть реанимирован. Кроме того, он может быть дополнен также обсуждавшейся ранее идей идентификации бомжей по отпечаткам пальцев, считает председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике Михаил Антонцев.
«До сих пор на федеральном уровне не сочли возможным принять наши предложения по борьбе с бродяжничеством, — отмечает депутат. — Но надо что-то делать, нельзя проходить мимо. А для того, чтобы реально что-то сделать, нужна единая база данных на всю страну. Чтобы про однажды уже прошедшего регистрацию человека можно было сразу сказать, кто он, откуда приехал, чем болен и чего от него вообще можно ждать. Идентификация поможет и с восстановлением документов, и с поиском находящихся в розыске: люди теряют память, а вместе с ней и крышу над головой, к сожалению, не только в сериалах, но и в жизни».
По мнению депутата Госдумы Алексея Лысякова, пробуксовка московских инициатив упирается в проблемы финансирования.
«Я думаю, это вопрос исключительно денег, — считает Лысяков. — Нельзя утверждать, что люди, оказавшиеся на улице без еды и одежды, не хотят менять свой образ жизни — даже в тюрьме им будет лучше. Но главный вопрос — это не сама помощь, а деньги на нее: на строительство приютов, содержание в них, лечение. Федералы с удовольствием сбросили бы все эти вопросы на уровень субъектов, но там денег тоже нет». При этом, убежден депутат, проблему надо решать, и, если законопроект дойдет до Госдумы, он его поддержит.
Поддерживает предложенные столичным департаментом соцзащиты меры и уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский. При этом, отмечает омбудсмен, его очень тревожит тот факт, что число бродяг на улицах столицы пополняется за счет недавних вполне благополучных москвичей. Множество людей лишаются жилья в силу судебных решений, по которым их выселяют из служебного жилья, в результате признания недействительной сделки купли-продажи либо приватизации квартиры, в случаях перехода права собственности к иному собственнику. При этом, констатирует уполномоченный, городские власти не только не заботятся о «бывших» горожанах, но и способствуют увеличению их числа.
По словам омбудсмена, значительная часть судебных решений о выселении без предоставления иного жилья принимается по искам борющегося за возвращение квадратных метров в городскую собственность департамента жилищной политики и жилищного фонда.
После чего потерявших жилье людей снимают с регистрационного учета, лишая тем самым статуса москвича и всех социальных гарантий. Оставшиеся без регистрации люди не рассматриваются городскими властями как жители Москвы: они не признаются нуждающимися в жилье и не принимаются на учет даже при условии проживания в городе более 10 лет. Законодательно за Москвой не закреплена обязанность оказания выселенным семьям содействия в решении жилищного вопроса. Оказавшись на улице, такие люди пополняют собой армию бесправных бомжей и постепенно «опускаются на дно».