Мосгорсуд вынес вердикт 33-летнему Тимуру Акубекову, который помогал двум смертницам совершить теракт на Красной площади в ночь 31 декабря 2010 года. В планы террористов внесла коррективы череда неудач: теракта не случилось, хотя без взрыва не обошлось. Во вторник судья Александр Коротков признал Акубекова виновным по всем пунктам обвинения, сообщили «Газете.Ru» в суде. Судебный процесс начался во вторник в 11 утра.
Это было первое и единственное заседание Мосгорсуда по делу Акубекова. Оно длилось четыре часа.
В самом начале заседания адвокат Василий Никифоров ходатайствовал о закрытии процесса для журналистов на основании, угрозы безопасности самого Акубекова и его родственников. По словам адвоката, в адрес членов семьи поступали угрозы. Суд согласился с адвокатом, поэтому детали обвинения и последние слова подсудимого остались в стенах зала заседаний № 306. Известно лишь, что в ходе прений прокурор попросила приговорить Акубекова к 11 годам заключения.
Акубекову вменялись в вину бандитизм (ч. 2 ст. 209 УК), покушение на теракт (ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 205 УК) и незаконное приобретении, передача, хранение, ношение взрывчатых веществ (ч. 3 ст. 222 УК). Только по 205-й статье максимальный срок — до 20 лет лишения свободы.
Акубеков, как и выжившая смертница Зейнап Суюнова (она была приговорена 18 мая), ранее заключил сделку со следствием, полностью признав вину и дав показания против подельников. Его дело рассматривалось в особом порядке, то есть без исследования доказательств и допроса свидетелей. Особый порядок значительно ускоряет делопроизводство, но подразумевает, что наказание для такого подсудимого не может превышать две трети максимального срока предусмотренного за совершенные им преступления.
Суд отправил Акубекова на 10 лет в колонию строгого режима, ранее прокурор просил больший срок.
После отбывания наказания в колонии осужденный еще два года не сможет менять место жительства без предварительного уведомления соответствующих органов, кроме того, на него будут наложены иные ограничения. Адвокат Василий Никифоров отказался комментировать решение суда.
Расследование длилось больше года, только 4 мая Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение. По версии следствия, с которой согласился суд, Акубеков состоял в подпольной ячейке боевика Ибрагимхалила Даудова. Последний в 2010 году обосновался в дагестанском селе Губден, а к октябрю создал устойчивую бандгруппу, ее целью были теракты на территории Москвы и Дагестана, в том числе теракт на Красной площади 31 декабря 2010 года.
Исполнительницами теракта в новогоднюю ночь Даудов назначил свою жену Завжат и вдову одного из боевиков так называемого ногайского батальона Зейнап Суюнову. Согласно плану, Суюнова должна была взорвать бомбу, закрепленную на ее теле, на Красной площади, а Даудова — дождаться прибытия на место происшествия полицейских, подойти к ним и активировать свою бомбу.
Акубекову поручалось организовать проезд террористок из гостиницы на Красную площадь. После этого он должен был забрать у них мобильный телефон и деньги «джамаата», переданные им членами банды, указать место взрывов и проконтролировать их совершение, сообщив о результатах еще одному участнику банды Шамилю Пайзулаеву.
28 декабря Суюнова с Даудовой прибыли в Москву и заселились в комнату № 14 коттеджа № 1 гостиницы ООО «Спортивный комплекс Военно-охотничьего общества общероссийской спортивной общественной организации» в Москве, на улице Головачёва. Ильяс Саидов, также член банды Даудова, заранее привез в гостиницу из Махачкалы самодельные взрывные устройства. А Хайрулл Магомедов купил телефоны для смертниц.
По прибытии Суюнова и Даудова получили СМС-сообщения от Акубекова с планом дальнейших действий. В 20.00 31 декабря за ними должно было приехать такси и отвезти их в кафе «Шоколадница» на Китай-городе. Именно там женщины должны были встретиться с Акубековым.
Но подсудимый по каким-то причинам полагал, что смертницы живут в другом отеле — «Люкс Альянс». Он вызвал к отелю «Люкс Альянс» такси. Суюнова, так и не дождавшись машины, решила действовать сама. Она отправилась на Красную площадь, но так и не добралась туда, поскольку не знала города. К тому же она забыла в номере предохранитель от бомбы, без которого невозможно привести в действие взрывной пояс, и потеряла телефон, поэтому не могла связаться с Акубековым.
Жена Даудова провалила операцию, не выходя из гостиницы. Она закрепляла взрывное устройство на теле, когда бомба внезапно сдетонировала. Террористка погибла на месте. Кроме того, в результате взрыва пострадала администратор отеля, а коттедж был разрушен. Ущерб составил более 20 млн рублей.
Когда Суюнова осталась одна, она обратилась за помощью к братьям Султану и Садиру Абдулкеримовым. Те согласились укрыть ее в своей съемной квартире. 2 января Суюнова решила уехать из Москвы в Кизляр. Ее задержали в Волгограде во время проверки документов на посту милиции.
Братья Абдулкеримовы первыми предстали перед судом. В декабре 2011 года Кузьминский суд Москвы приговорил к 14 месяцам колонии общего режима Султана и Садира Абдулкеримовых за укрывательство террористки. Братья признали свою вину и заключили сделку со следствием. Их дело было выделено из основного производства. 18 мая 2012 года, также за один день, Мосгорсуд приговорил Суюнову к 10 годам колонии.
Лидер банды Даудов и несколько других участников банды были обнаружены и уничтожены при проведении контртеррористических операций.
Впереди еще три судебных разбирательства по делу о несостоявшемся теракте на Красной площади.
По словам официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина, продолжается расследование уголовных дел в отношении других фигурантов этого преступления. В ближайшее время на скамье подсудимых окажется Ильяс Саидов. Он привез взрывчатку из Махачкалы, но не прикасался к бомбам, а лишь наблюдал, не привлекут ли внимание полицейских две бомбы, закамуфлированные под газовые котлы. В ходе расследования появились основания подозревать Саидова в причастности к убийству начальника избербашского отдела центра по борьбе с экстремизмом МВД по Дагестану Рамазана Раджабова, его заместителя и трех гражданских лиц. Помимо этого следователи считают, что Саидов причастен к подрывам пяти товарных составов — взрывные устройства были установлены на рельсах, преступники дожидались поездов и взрывали бомбы. Саидов также согласился сотрудничать со следствием, материалы его уголовного дела выделены в отдельное производство.
Следственные действия в отношении вербовщика Шамиля Баймамбетова, а также Хайрулла Магомедова, купившего мобильные телефоны для смертниц, «в ближайшее время будут завершены, и обвиняемые приступят к ознакомлению с их материалами», сообщил Владимир Маркин.