В четверг на полигоне Ашулук в Астраханской области взорвались боеприпасы, предназначенные для утилизации. Однако Минобороны решило рассказать об этом лишь на следующий день, после того как информация со ссылками на разные источники появилась на лентах информагентств. Возгорание и подрыв 120 ящиков с боеприпасами к ручному противотанковому гранатомету РПГ-7 произошло в 12.10 мск, рассказал «Газете.Ru» официальный представитель Западного военного округа (ЗВО) Андрей Бобрун.
«Личный состав своевременно был эвакуирован, пострадавших нет. Угрозы населенным пунктам нет», — заявил Бобрун.
В военном следственном отделе Следственного комитета России по Каспийской флотилии «Газете.Ru» объяснили, что солдаты войсковой части 2976 разгружали боеприпасы и заметили, что загорелась деревянная тара, лежавшая рядом со снарядами. «По команде военнослужащие незамедлительно ушли в укрытие. Спустя некоторое время начали взрываться боеприпасы, лежавшие на земле, а также находившиеся в стоявшем неподалеку «КамАЗе», — рассказал официальный представитель ВСО.
По его словам, грузовик полностью уничтожен и восстановлению не подлежит.
Боеприпасы разгружали 11 солдат, добавляет РИА «Новости». «Машина загорелась, солдаты увидели пламя и быстро приняли меры к эвакуации. Ни один из них не пострадал, лишь двое сильно напуганы, — заявил агентству эксперт регионального комитета солдатских матерей Анатолий Салин. — Им сейчас требуется не медицинская, а только помощь психолога». Салин предположил, что наиболее вероятная причина взрыва — «элементарное нарушение мер безопасности».
Для расследования происшествия создана специальная комиссия, которая работает на полигоне совместно с сотрудниками следственных органов, сообщили в ЗВО. Представитель Главной военной прокуратуры добавил «Газете.Ru», что военный прокурор также выехал на место происшествия.
По факту взрыва боеприпасов на полигоне Ашулук возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 347 УК РФ (уничтожение военного имущества по неосторожности), сообщили «Газете.Ru» в военном следственном отделе.
На полигоне Ашулук в этом году служат все категории военнослужащих ЗВО, несмотря на то что территориально он находится в ведомстве Южного военного округа, добавили в пресс-службе ЗВО.
Военный полигон Ашулук находится в Харабалинском районе Астраханской области и используется региональным центром боевого применения авиации для стрельб. В течение последних двух лет на полигоне также утилизируют списанные боеприпасы. В основном на Ашулуке работают солдаты-срочники.
СМИ прозвали Ашулук «полигоном смерти» из-за большого количества ЧП, связанных с массовой гибелью военнослужащих во время утилизации.
Самое крупное происшествие случилось 23 августа 2011 года. Солдаты выгружали реактивные снаряды для установок «Град», и те внезапно начали взрываться. Предположительно, произошел самопроизвольный запуск одного из снарядов, а за ним сдетонировали другие. Тогда погибли восемь солдат, а десять были ранены.
Ашулук не единственный проблемный полигон. 2 мая 2012 года произошел взрыв при разгрузке боеприпасов на полигоне Мулино в Нижегородской области, тогда погибли шесть человек. Спустя две недели загорелся склад 100-миллиметровых артиллерийских снарядов в Спасском районе Приморья. Снаряды начали взрываться, и один военнослужащий пострадал. Из четырех близлежащих населенных пунктов были эвакуированы около 1800 человек. Пожар был потушен лишь спустя сутки.
Утилизация отслуживших свой срок боеприпасов осуществляется в рамках федеральной целевой программы утилизации вооружений и военной техники, которая рассчитана до 2020 года.
В 2012 году запланировано взорвать 1,5 миллиона тонн боеприпасов с истекшими сроками хранения. Вице-премьер Дмитрий Рогозин неоднократно подчеркивал, что склады Минобороны забиты выслужившим срок оружием. Несмотря на протесты правозащитников и военных экспертов, основным способом уничтожения боеприпасов в России остается подрыв, хотя существуют альтернативные пути уничтожения боеприпасов. Российские ученые разработали инновационные технологии расснаряжения тротил- и гексогенсодержащих боеприпасов, в том числе с использованием гидродинамического и гидрокавитационного способов вымывания гексогена из снарядов калибра от 23 мм до 152 мм, а также топлива из двигателей ракет диаметром до 300 мм (имеются в виду ракеты зенитно-ракетного комплекса С-300 и боевые части РСЗО «Град» и «Ураган»). Но в Минобороны считают новые методы ликвидации боеприпасов чересчур затратными.