Мощное землетрясение произошло на севере Италии в ночь на воскресенье. Первый мощный подземный толчок магнитудой 6 был зафиксирован в 04.03 (6.03 мск) в 36 километрах к северу от города Болоньи. По данным сейсмологов, центр землетрясения располагался на глубине 5,1 км. Спустя час произошел еще один толчок магнитудой 5,1. После этого Италию трясло еще в 11, 15 и 19 часов. Причем магнитудой афтершоковые толчки не уступали первым ударам — от 4,7 до 5,1.
«Из нескольких толчков я почувствовал один — хороший, от которого все проснулись», — рассказал «Газете.Ru» россиянин Сергей Алешкин, находящийся в Италии.
«У меня начал прыгать монитор, стены ходили с амплитудой в 10 сантиметров, — говорит россиянин.
— Я реально перепугался, посреди ночи подорвался и уже побежал в трусах на улицу, но не успел из квартиры выскочить, как все закончилось». Алешкин живет в студенческом общежитии в городе Тренто. «До Болоньи от нас три часа на поезде, — говорит он. — Я раньше думал, что землетрясение — это очень локально, только в том месте, где эпицентр. Но нет, на сотни километров все распространяется». Жители Тренто в ночи высыпали на улицы, опасаясь возвращаться в свои дома. «Некоторые старики с 4 утра на улице сидят», — добавляет Алешкин. До оперативных служб в ту ночь было трудно дозвониться, но если получалось, то операторы лишь записывали информацию и извинялись — все отряды, в том числе полицейские, были заняты.
По последним данным, жертвами землетрясения стали семь человек.
Из них трое, в том числе 86-летняя Анна Абети, скончались от инфаркта. Еще четыре погибших — рабочие заводов, находившиеся на дежурстве. По словам руководителей фабрики, один рабочий по графику не должен был там находиться, он замещал своего заболевшего коллегу. У семьи погибшего своя версия. «Мой сын работал вместо человека, который захотел пойти в тот день на пляж», — рассказала Reuters мать скончавшегося рабочего.
Власти Италии отмечают, что оперативные действия спасательных служб помогли быстро достать из-под завалов заблокированных людей. В частности, в городе Финале-Эмилия обрушилась надстройка на жилом доме, под кирпичами оказались женщина с пятилетней дочерью. Спустя два часа спасатели освободили их.
Еще около 50 человек получили травмы.
Значительный ущерб был причинен культурному наследию страны. Поврежденными оказались старинные церкви и крепости. Причем в крупных городах разрушений оказалось меньше, чем в маленьких. В Сан-Феличе-суль-Панаро обрушились башни у крепости 14-го века. В городских церквях обвалились настенные фрески. «Мы потеряли почти все наше художественное наследие», — сокрушается мэр Альберто Сильвестри. По всему миру разошлась фотография старинной башни с большими белым часами из города Кастелло делла Роче — сейчас от башни и циферблата осталась лишь половина.
«Тысяча лет истории исчезает просто так», — печально заметил мэр Фернандо Фериоли.
«После первоначального осмотра ясно, что культурный ущерб весьма значителен», — заявили в министерстве культуры Италии.
Итальянские предприниматели также говорят о значительном ущербе. Помимо старинных зданий к землетрясению оказались не готовы склады. На фотографиях видно, как многометровые конструкции складов сложились, как карточные домики. В провинции Эмилия-Романья были уничтожены более 300 тысяч кругов сыра пармезан и гран падано, сумма ущерба может превысить 250 миллионов евро, передает агентство AFP. Также сильные повреждения были причинены маленьким фабрикам, расположившимся в старинных постройках.
Глава провинции Эмилия-Романья Васко Эррани обратился к властям Италии с просьбой объявить в стране режим чрезвычайного положения. К этой просьбе присоединилось также руководство северной итальянской области Ломбардия. Ожидается, что режим ЧС будет введен во вторник, когда в правительстве состоится заседание совета министров.
Это землетрясение стало самым сильным с 2009 года. Тогда в провинции Абруццо были зафиксированы подземные толчки магнитудой 5.8. Тысячи зданий обрушились, под завалами оказалось множество людей. По данным властей, тогда погибли 309 человек. Исторический центр города Л'Аквила был разрушен до основания. Впоследствии перед судом предстали семь ученых-сейсмологов, которые не смогли правильно истолковать сейсмическую активность и дать верный прогноз.