Региональные власти практически не допускают независимые общественные организации к конкурсу на получение государственных грантов по поддержке социально-ориентированных НКО. В большинстве регионов страны, где проводился конкурс, организованный Минэкономразвития, распределителями денег выступали чиновники или руководители бюджетных учреждений. Это показал анализ конкурса, который провели в российском представительстве Transperency International. «Система распределения нечестная. Из-за того что власти практически не допускают к распределению денег независимые НКО, те вынуждены обращаться к иностранным донорам. Проблема в том, что конкурсные комиссии более чем наполовину составлены из чиновников, которые предпочитают выделять деньги либо близким к власти организациями, либо организациям, которыми они и руководят», — заявил заместитель директора по региональному развитию «Transperency International – Россия» Алексей Шляпужников.
Конкурс по поддержке региональных социально ориентированных НКО стартовал в конце лета 2011 года с публикации правительственного постановления от 23 августа 2011 года № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
Отвечать за реализацию конкурса было поручено Минэкономразвития. Вскоре после решения правительства ведомство начало собирать заявки от регионов на получение федеральных субсидий. Принять участие в конкурсе изъявили желание порядка 30 регионов – всего на поддержку НКО из федерального бюджета было выделено 600 млн рублей. Деньги выделялись по нескольким приоритетным направлениям: профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства, повышение качества жизни людей пожилого возраста, социальная адаптация инвалидов и их семей, развитие дополнительное образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, краеведческой и экологической деятельности детей и молодежи и развитие межнационального сотрудничества. Утвердив региональные заявки, Минэкономразвития в январе 2012 года объявило о конкурсе уже среди НКО – 15 марта 2012 года принятие заявок завершилось: в итоговый список участников вошли 539 организаций.
Но НКО предстояло пройти еще отсев в своих регионах, где были созданы собственные конкурсные комиссии — принцип набора во многие из них вызвал очень много вопросов у общественников. К примеру, в Пензенской области комиссия в полном составе сформирована исключительно из чиновников местного правительства. В Удмуртской Республике чиновники составили три четверти от общего состава комиссии, в Татарстане 15 из 17 членов комиссии представляют республиканское правительство. В Ярославской области пять из девяти членов комиссии работают в правительстве.
Наиболее очевидные нарушения при распределении средств для НКО общественники выявили в Новгородской области.
Областной фонд субсидий составил почти 19 млн рублей – 7 млн было предоставлено из федерального бюджета и 12 из областного. «Самые крупные гранты получили организации, в руководство которых входят областные чиновники», — говорит председатель общественной организации «Собрание коренных новгородцев», председатель комиссии общественной палаты Новгородского области по вопросам развития гражданского общества Анна Черепанова. Например, субсидию в размере 6 миллионов рублей, составляющую треть от всех средств, выделенных на поддержку новгородских НКО, получила общественная организация «Поисковая экспедиция «Долина». Сергей Флюгов, который руководит этой организацией, занимающейся поиском и захоронением останков солдат, погибших в Великой Отечественной войне, одновременно занимает пост главы комитета по туризму Новгородской области. Членом так называемого совета командиров «Долины» является начальник управления по обеспечению деятельности ситуационного центра губернатора Новгородской области Игорь Неофитов. «При этом управление Неофитова выполняло функции организатора конкурса, а сам он был заместителем председателя конкурсной комиссии. То есть, по сути, он отдавал деньги себе», — говорит Черепанова. Помимо «Долины» в конкурсе победил, к примеру, Областной совет ветеранов: эта организация, входящая в координационный совет «Общероссийского народного фронта», получила 3 млн 805 тысяч рублей.
На третьем месте по размеру предоставленных грантов – общественное учреждение «Добровольная пожарная команда Новгородской области». Несмотря на свою молодость, учрежденная в ноябре 2011 года организация получила грант в размере 1 млн 100 тысяч рублей. Руководитель ДПК — замначальника государственного областного учреждения «Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций по обеспечению пожарной безопасности в Новгородской области» Алексей Иванов. Другие НКО-победители получили меньше денег, но они также близки к властям. Руководители областного филиала Союза женщина России, Городского совета женщин и Областного общественного фонда социальной помощи инвалидам вооруженных сил «Содружество» входят в координационный совет «Общероссийского народного фронта», напоминает Черепанова. Учредитель также победившего фонда «Сохрани жизнь» — по совместительству руководитель комитета социальной защиты Новгородской области Александр Дряницин. Председатель попечительского совета фонда — вице-губернатор Новгородской области Александр Смирнов. Заместитель Дряницина по комитету, Галина Ефремова, была членом конкурсной комиссии . «Сам фонд был учрежден в сентябре 2011 года — похоже, под конкурс», — уверена Черепанова.
При этом среди «проигравших» оказалась организация «Новая семья», работающая в области больше десяти лет и занимающаяся поддержкой приемных семей и детей, над которыми взяли опеку.
«Мы изначально рассчитывали, что относительная прозрачность конкурса будет обеспечена правилами его проведения: положение о порядке предоставления субсидий предполагало балльную оценку проектов. Критерии оценки были тоже вполне достойны: срок деятельности организации, наличие собственного сайта, количество публикаций в СМИ. Но чиновники все это проигнорировали, попросту выставляя самые большие баллы своим организациями», — отметила Черепанова. Алексей Шляпужников утверждает, что «такая ситуация сплошь и рядом». «Но общественники боятся говорить о том, что у них творится в регионе. Только на условиях анонимности. Не говорят, потому что опасаются, что их за это не допустят к другим конкурсам», — сказал Шляпужников «Газете.Ru». 24 марта новгородские общественники обратились в прокуратуру с требованием провести проверку проведения конкурса. В заявлении, направленном генпрокурору области Андрею Кикоте, общественники утверждают, что конкурс был проведен с грубыми нарушениями законов «О противодействии коррупции» и «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций».
Победители конкурса с обвинениями в свой адрес категорически не согласны. Руководитель «Поисковой экспедиции «Долина» Сергей Флюков признает, что со стороны ситуация с выделением денег его организации и правда «могла выглядеть не очень красиво», но «этически все было чисто».
«Неофитову действительно надо было подумать получше и не участвовать в комиссии, — заявил «Газете.Ru» Флюков.
— Но дело не в этом. А в том, что до настоящего времени существует областная целевая программа «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на территории Новгородской области с 2012 по 2015 гг», которая предполагала выделение денег на нужды «Долины». Так вот, было решено снять деньги с этой целевой программы и перевести в фонд конкурса по поддержке НКО. В итоге мы получили предназначавшиеся нам деньги, но только по другой статье». Недовольство Анны Черепановой и других общественников областным конкурсом он называет дележом «тришкиного кафтана». «Надо не этим заниматься, а добиваться того, чтобы на НКО выделяли не 3 млн, а 30 млн рублей», — считает он.
«Минэкономразвития действовало не лучшим образом. Они могли прислать своих эмиссаров в регионы, чтобы все проверить», — заявил «Газете.Ru» Алексей Шляпужников. По его мнению, в России нужно кардинально менять систему помощи некоммерческому сектору, делая ее «более прозрачной».
В Минэкономразвития говорят, что сделать ничего не могут — придется выделять деньги тем организациями, которые уже победили.
«Мы не можем никак повлиять на региональные власти. Они сами вправе устанавливать правила распределения денег, но возможно, есть и наши недоработки: проект был пилотным, мы хотели как лучше», — заявили «Газете.Ru» в Минэкономразвития. Напрямую ведомство не может опротестовать региональный конкурс, но может сделать это на основании жалобы. «Мы можем направить заявление в прокуратуру только в том случае, если кто-то прислал нам заявление с указанием на нарушения, которые были допущены в конкурсе. Тогда мы отправляем запрос в регион. И только потом мы можем написать заявление в прокуратуру. Прецеденты были», — отметили в ведомстве. Единственное, что сейчас в состоянии сделать в Минэкономразвития, это организовать аудит за тем, как были потрачены деньги, сказали в ведомстве. Аудит будет проведен, о его итогах будет объявлено на сайте, пообещали в министерстве. «Мы можем только проконтролировать уже выделенные деньги по факту их траты. Мы расскажем общественности об итогах аудита», — отметили в Минэкономразвития.