В понедельник стало известно, что скончалась пострадавшая во время пожара в амурском селе Тыгда. 75-летняя женщина получила сильные ожоги, врачи не смогли спасти ее. Ранее пожарные обнаружили тело 73-летней пенсионерки, которая не смогла выбраться из дома. Власти Тыгды вынуждены на собственном опыте учиться, как восстанавливать село после пожара, уничтожившего 85 жилых домов. Все погорельцы уже посчитаны, им выдаются новые документы. Всего без крова остались 346 человек, в том числе 59 детей. Каждая семья получила по 10 тысяч рублей в качестве поддержки, в дальнейшем им будет выделено еще по 20 тысяч рублей. Руководству села приходится опрашивать каждого погорельца, выясняя, где именно они хотели бы поставить новый дом — на прежнем месте или на другом, свободном от пожарища. Сельским чиновникам на помощь пришли специалисты областного правительства, которые работают с местными предпринимателями, потерявшими в огне свой бизнес. Это владельцы хлебопекарни, столовой и магазина. В областном правительстве обещают разработать упрощенный порядок помощи малому бизнесу.
Погорельцы возвращаются к своим участкам и пытаются найти на пепелище уцелевшие вещи. Стараясь не допустить мародерства, сотрудники полиции взяли на контроль пункты приема черных металлов.
Местные жители продолжают выражать недовольство действиями пожарных: в местной прессе передают слова продавщицы магазина, которая рассказала на встрече с прибывшим в село губернатором, как пожарные покупали у нее водку. Кроме того, за неделю до ЧП там был размещен региональный оперативный штаб по тушению возгораний, но это не помогло спасти дома.
По словам начальника МЧС по Амурской области Виктора Бухта, пожарные действовали самоотверженно. «В момент, когда началось возгорание, пожарные подразделения были на выезде, одно подразделение тушило возгорание в районе поселка Апрельский, — пояснил Бухта. Его комментарий размещен на официальном сайте областного МЧС. — Второе подразделение работало в самой Тыгде — на окраине».
По его словам, у четырех пожарных, в том числе начальника пожарной части Тыгды, сгорели дома.
«Но они выполняли свою боевую задачу там, где их поставили, — добавил Бухта. — Они понимали, что важнее остановить распространение огня, нежели спасать свои дома. Еще шесть пожарных получили травмы лица и глаз — из-за шквалистого ветра, который разносил горящие опилки и угли». Тем не менее, признал глава областного МЧС, «сил и средств в Тыгде было недостаточно», чтобы противостоять такому сильному пожару. Только после прибытия в село подкрепления, собранного со всего района, удалось остановить, а затем потушить пламя. «А что касается водки, так во время тушения пожара ее некому было покупать. А если это было до этого — ну что ж, все покупают водку и наши сотрудники тоже: это не запрещено», — пояснил Бухта.
Пожарные говорят, что винить надо тех, из-за чьего упущения началось возгорание. «Пожар пришел не с поля, не с леса, а с пилорамы, — говорит Бухта. — Значит, кто-то не соблюдал требования пожарной безопасности». Полиция расследует уголовное дело по ч. 2 ст. 219 УК РФ (нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть человека). Сотрудники Следственного комитета по Амурской области ищут признаки халатности в действиях местных властей, сообщает Интерфакс.
Часть вины лежит на владельцах лесопилки — китайцах и местных предпринимателях.
Несколько лет там растут горы опилок, которые постоянно тлеют, сообщает издание «Амур.инфо». Горение шло годами, утверждают журналисты: чиновники писали предписания, однако это не помогало. Правоохранительные органы будут выяснять, кто был ответственен за пожарную безопасность на лесопилке.
По данным МЧС России, ежедневно в России возникает 160–180 лесных и степных пожаров. Наиболее сложная обстановка складывалась в Якутии, Коми, Бурятии, Хабаровском, Забайкальском, Красноярском краях, Архангельской и Иркутской областях, ранее сообщил директор департамента гражданской защиты МЧС РФ Сергей Диденко. На Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа пришлось 88% от общего количества возникших лесных пожаров и 99% от пройденной огнем площади. В центральных регионах страны власти готовятся к наступлению огнеопасного сезона. Однако не везде безопасность на высоком уровне. В Подмосковье, в частности, проверка показала, что четверть населенных пунктов, граничащих с лесами, не готовы к пожароопасному периоду, передает РИА «Новости» слова замначальника ГУМЧС по Московской области Вячеслава Бутко. Он добавил, что всего в Подмосковье угроза перехода лесного пожара на заселенные территории существует в 859 населенных пунктах и 780 садовых некоммерческих товариществах.
Человеческий фактор — основная причина возникновения пожаров, утверждают в МЧС. Это либо непотушенный окурок, либо незалитые угли костра, либо сельскохозяйственные палы. На севере Кемеровской области лесничие вышли на поджигателя по следам от телеги. Как оказалось, местный житель, пенсионер, решил поджечь траву на своем поле, однако он не учел, что граница с лесом не была опахана. В Хабаровском крае в конце прошлой недели из-за подобного пала сгорели десять дачных домиков в селе Заозерное. Полиция разыскивает поджигателя. А в Забайкальском крае уголовное дело было возбуждено в отношении жителя села Алханай: еще зимой он поджег мусорную свалку рядом с домом; мусор тлел до весны, а затем огонь вышел на поверхность и поджег лес. Сейчас подозреваемому грозит до четырех лет лишения свободы.
Экологи говорят, что люди заблуждаются, считая золу, оставшуюся после пала, удобрением. Ежегодные травяные палы, напротив, приводят к обеднению почвы и смене видового состава флоры, говорят во Всемирном фонде дикой природы (WWF).
По подсчетам WWF, с начала года лесные и степные пожары уничтожили более 150 жилых строений.
«Наибольший ущерб огненная стихия нанесла в начале нынешнего пожароопасного сезона жителям Забайкальского края и Амурской области», — говорит координатор лесных программ WWF России в Алтае-Саянском экорегионе Александр Брюханов. Несколько жилых построек сгорело в Амурской области, в Хабаровском и Красноярском краях. В Республике Тува из-за поджога сухой травы была повреждена линия электропередачи, без света остались около 40 тысяч человек. Пострадали от пожаров несколько особо охраняемых природных территорий: с огнем пришлось сражаться сотрудникам заповедников «Астраханский» и «Кедровая Падь», а также федеральных заказников «Леопардовый» и «Цасучейский бор».
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, разведение костра в лесу в нарушение правил пожарной безопасности может обойтись в 2500 рублей штрафа, а поджигание сухой травы — в 3000 рублей. «Не омрачайте свои выходные: выезжая на природу, оставьте спички дома. Но возьмите телефон — вызывайте лесную службу и МЧС, если заметите пал сухой травы или пожар. Дождитесь приезда пожарных», — говорит Николай Шматков, координатор проектов по лесной политике WWF России.