Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«ЮТР, 120-й, падаем!»

Обнародована запись переговоров пилотов разбившегося под Тюменью самолета ATR-72

Обнародована запись последнего разговора пилотов разбившегося под Тюменью ATR-72. В течение 42 секунд после начала взлета командир Сергей Анцин и второй пилот Никита Чехлов переговаривались о состоянии самолета, возникших трудностях и способах их решения. Специалисты предполагают, что причиной аварии могло быть обледенение, неправильное использование автопилота и недостаточная квалификация летчиков.

В четверг вечером программа «Вести» телеканала «Россия 1» обнародовала запись разговоров пилотов разбившегося под Тюменью самолета ATR-72. Согласно записи, на расчетной скорости летчики оторвали от взлетно-посадочной полосы носовую стойку шасси, затем две основных и начали набирать скорость и высоту.

Оказавшись на высоте 190 метров, Анцин включил автопилот и еще через пять секунд отдал команду на английском языке, как того требуют правила разговоров с иностранной автоматикой.

«White bug, flaps up» в переводе означает «белая метка, убрать закрылки». В программу автоматического пилотирования заложены две «метки» — белая и красная. Это два показателя скорости, при которой следует начинать убирать закрылки, в зависимости от наличия обледенения. Если обледенения нет, закрылки убирают при «белой метке», если есть – при красной, поскольку скорость должна быть больше.

Сразу после того, как были убраны закрылки, лайнер затрясло.

Судя по репликам экипажа, поведение судна стало для него неожиданностью. «Это что такое?..»; «Что за тряска?» — слышны голоса Анцина и Чехлова. Командир ATR принял решение выключить автопилот и перейти на ручное управление. Но после этого самолет резко накренился вправо и начал терять высоту. Пилоты безуспешно пытались выправить его. Электронный информатор доложил, что снижение недопустимо.

После этого, судя по репликам экипажа, в кабине началась паника, потому что ни командир, ни второй пилот не понимали, что делать. Запись обрывается на крике Сергея Анцина «ЮТР, 120-й, падаем!».

Первый заместитель руководителя МАК Александр Филатов не подтвердил достоверность воспроизведенных в телепередаче переговоров и отказался давать какие-либо комментарии, заявив корреспонденту «Газеты.Ru», что расследование продолжается. Ранее в МАКе сообщили, что после взлета самолет поднялся в воздух примерно на 210 метров, после этого его накренило на правый бок больше чем на 35°, затем возник левый крен — он был больше 50°. При этом двигатели работали вплоть до столкновения с землей.

В Следственном комитете России сообщили, что при наборе высоты борт уклонился влево от курса на 150° и, выполняя вынужденную посадку с наклоном влево, задел левым двигателем поверхность земли, после чего развалился на части. Очевидец ранее рассказал «Газете.Ru», что у самолета дымился правый двигатель.

Специалисты по-прежнему предполагают, что обледенение необработанного ПОЖ (противообледенительная жидкость) самолета стало основной причиной аварии.

«Как версия — как основная версия — на верхней кромке обледенение было. И было не просто на крыле, было еще и на стабилизаторе», — предположил заслуженный лётчик России Михаил Марков. Заслуженный летчик-испытатель, председатель Федерации любителей авиации России Виктор Заболоцкий рассказал «Газете.Ru», что причиной аварии могли стать несколько факторов. Во-первых, по словам Заболоцкого, роковую роль мог сыграть автопилот. «Все избалованы мыслью, что есть автопилот и он справится», — заявил Заболоцкий.

«Судя по расшифровкам, пилоты совершили абсолютно неграмотные действия. На всех переходных режимах, когда убираются шасси и закрылки, нужно идти «на руках» и автопилота здесь быть не может вообще, потому что в этот момент могут возникнуть различные виды отказа», — добавил он.

Заболоцкий объяснил, что при работе автопилота у летчика «отключены тактильные органы от управления самолетом» — он не может вовремя почувствовать неполадки. При отказе закрылков автопилот продолжает работу, не сообщая о проблеме, в то же время летчик буквально руками может почувствовать, что при уборке закрылков самолет начинает кренить, и отменить последнее действие. «Автопилот можно включать, если предстоит длительный процесс набора высоты до 10 тысяч метров, и то нежелательно», — утверждает Заболоцкий.

Кроме этого он предположил, что против Анцина и Чехлова сыграл дефицит времени.

«Если бы они распознали это раньше, они могли уйти на большую скорость и исключить крен. Они, конечно, пытались бороться и вывести самолет, но процесс уже пошел», — сказал Заболоцкий.

Также косвенной причиной могло стать и образование летчиков: по его словам, в летных школах сейчас осталось не так много опытных инструкторов, часто отсутствуют самолеты для тренировки учеников. «Анцин и Чехлов сначала летали в училище, а после этого сразу стали летать на французском самолете. Налет вроде большой, а жизненного опыта не так много», — считает он.

Самолет французской марки АТР-72 разбился в 45 километрах от Тюмени 2 апреля. По данным МЧС по Тюменской области, ЧП произошло в 7.44 по местному времени (5.44 мск). Самолет, принадлежащий авиакомпании «ЮТэйр», вылетел из тюменского аэропорта Рощино в Сургут рейсом ЮТ120 (по расписанию на сайте компании, борт отправлялся в 07.30, в Сургуте борт должен был приземлиться в 09.15). Самолет АТР-72 с бортовым номером VP-BYZ потерпел крушение примерно в трех-пяти километрах от взлетно-посадочной полосы, в районе деревни Горьковка. В катастрофе погибли 32 человека.

Новости и материалы
Названы лучшие методы лечения СДВГ у взрослых
Путин рассказал о темпах строительства автодорог в России
Путин сообщил, что в Татарстане ликвидируют разрушения после атаки БПЛА
Найдены клетки мозга, регулирующую тягу к соленой пище
Российский депутат раскритиковал мошенников, которые заставляют россиян устраивать поджоги
Американец потерял $450 000 из-за звонка из «службы поддержки» Google
Минобороны раскрыло потери ВСУ на Курском направлении
Маск призвал проверить чиновников в США на когнитивные способности
Хабенский заявил, что не верящим в Деда Мороза артистам можно уходить из профессии
Автомобильный регистратор снял, как в Минводах взорвался магазин пиротехники
Жена Карпина рассказала, как они планируют отмечать Новый год
Путин заявил, что Россия всегда будет справедливо отвечать на любую эскалацию
Песков объяснил, почему на прямой линии он часто призывал журналистов к порядку
Эвакуированные из Суджи рассказали, что к жителям ежедневно привозили иностранных журналистов
Стоматолог знакомился с женщинами в сети, накачивал наркотиками и насиловал
SIM-карты обвинили во вреде экологии
Ляйсан Утяшева выложила видео в платье с прозрачной юбкой
В бундестаге допустили визит Шольца в Москву
Все новости