В пятницу Следственный комитет сообщил, что против замначальника исправительной колонии № 17, расположенной в Вологодской области, возбуждены два уголовных дела — по ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки за совершение незаконных действий) и ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). По данным следствия, именно Александр Белоликов помог заключенному Алексею Шестакову совершить скандальный побег на вертолете. О том, что Белоликов способствовал Шестакову в побеге, сам пойманный беглец рассказал следователям еще 23 марта в ходе допроса, сообщила «Газете.Ru» представитель пресс-службы вологодского управления Следственного комитета (СК) Наталья Летенкова.
По данным следствия, весной прошлого года осужденный за убийство Шестаков попросил Белоликова снять его с профилактического учета лиц, склонных к побегу. За эту услугу заключенный пообещал чиновнику ФСИН 10 тыс. рублей.
Получив деньги, Белоликов указал административной комиссии на необходимость снятия осужденного с профилактического учета. «Фактически он настоял на этом решении. Причем законных оснований для снятия с учета не было», — уточнили в СК. 30 мая 2011 года имя Шестакова исчезло из списка. «В дальнейшем это, в свою очередь, привело к ослаблению режима осужденного и совершению им побега», — говорится в сообщении Следственного комитета.
Замначальника по безопасности и оперативной работе ИК-17 УФСИН по Вологодской области Белоликов отвечал в колонии за оценку степени исправления осужденных и контролировал службы по надзору за заключенными, состоящими на профилактическом учете. Белоликов был вправе ужесточить или облегчить режим заключения для осужденного. «Он обладал достаточно высоким статусом, чтобы влиять на условия содержания и совершать незаконные действия», — подтвердили в вологодском управлении СК.
Сейчас Белоликов уже не числится среди сотрудников колонии. Он оставил свою должность 22 марта, то есть до побега Шестакова, говорят в СУ СК по Вологодской области. Уволился ли он по собственному желанию или его уволили — пока неизвестно.
Обвинения бывшему сотруднику колонии пока не предъявлены, он проходит по делу в качестве подозреваемого. Ходатайствовать об его аресте следствие не собирается. «Пока у нас нет оснований полагать, что обвиняемый скроется от следствия», — говорят в СК.
С учетом того, что взятка в 10 тыс. рублей не считается в российском законодательстве значительной, максимальное наказание, которое могут вынести Белоликову по этой статье, — лишение свободы до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки. По второму делу о превышении полномочий чиновнику грозит до четырех лет колонии.
О том, что у Шестакова могут быть помощники среди сотрудников колонии, руководство ФСИН сообщало еще неделю назад. «Даже на бриллианте есть вкрапления. К сожалению, и в наших рядах есть люди, которые могут способствовать подготовке побега», — говорил тогда начальник управления охраны и конвоирования ФСИН Михаил Буц.
Проверка в колонии продолжается, и следствие не исключает, что среди сотрудников ИК, возможно, обнаружатся и другие сообщники беглеца. Следователи подозревают, что взятка в 10 тыс. рублей, полученная Белоликовым от Шестакова, не была единственной. В числе прочего замначальника ИК был обязан выявлять каналы проникновения к осужденным запрещенных предметов и проводить обыски. А у Шестакова имелось шесть СИМ-карт, с помощью которых он устраивал побег.
«Эти СИМ-карты не могли законно попасть в колонию строгого режима. Сейчас проводится проверка, как запрещенные предметы попали в колонию и имел ли к этому отношение Белоликов», — сказали «Газете.Ru» в вологодском управлении СК.
Также следствие продолжает собирать доказательства вины Татьяны Важалиной и Александра Русакова, прилетевших за сидельцем на угнанном вертолете. Им Шестаков обещал гораздо большее вознаграждение — 2 млн рублей на двоих. Оба подельника заключенного опознаны свидетелями как лица, севшие в вертолет на базе отдыха «Ирма» и захватившие транспортное средство под угрозой «применения предметов, используемых в качестве оружия». На самом деле захватчики вертолета угрожали пилоту пневматическим пистолетом, внешне напоминавшем пистолет Макарова, и гранатами (при проверке оказалось, что это две дымовые гранаты и две гранаты для игры в пейнтбол). Весь этот арсенал Важалина приобрела 15 марта 2012 года в магазине оружия в Санкт-Петербурге. Ее уверенно опознал продавец.
Следователи выяснили, как Шестаков вышел на связь с подельниками. Шестакова с 35-летней Важалиной познакомил их общий друг. Знакомство, как и дальнейшее общение, проходило по телефону. Важалина была так называемой подругой по переписке, сообщили «Газете.Ru» в вологодском СК. 36-летний Александр Русаков состоял в отношениях Важалиной. «Вместе они не жили, но установлено, что у них были отношения», — сказала представитель регионального СК. После побега беглец и двое его подельников договорились встретиться в Санкт-Петербурге. Шестаков должен был ехать один на машине через Москву, а Важалина и Русаков — напрямик. Теперь обоим сообщникам грозит вплоть до 20 лет лишения свободы. Им предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 211 (угон воздушного судна организованной группой) и ч. 2 ст. 313 УК РФ (побег из места лишения свободы, совершенный лицом, отбывающим наказание, осуществленный организованной группой).