Уплотнительная застройка в столице остается главной темой жалоб, поступающих в парламент Москвы от горожан. Но если раньше среди нежелательных новостроек значились гостиницы и торговые центры, сейчас к ним добавились храмы шаговой доступности.
В понедельник комиссия по делам общественных объединений и религиозных организаций и комиссия по культуре и массовым коммуникациям рассмотрела обращение жителей района Царицыно, недовольных планами строительства духовно-просветительского центра во дворе дома 4 по Севанской улице. Этот двор — единственная рекреационная территория для нескольких больших домов на Севанской и Веселой улицах. Здесь расположены спортивная площадка с хоккейной коробкой и детская площадка, а также растут высаженные 40 лет назад деревья. Как заявили пришедшие в Мосгордуму представители инициативной группы микрорайона, жители категорически против сноса площадок, о чем свидетельствуют 284 подписи, собранные после прошедших в мае прошлого года публичных слушаний (из 103 выдвинутых там замечаний и предложений 75 против), а также записи в журнале после экспозиции проекта Градостроительного плана земельного участка (из 44-х — 43 против).
Тем не менее вместо признания отрицательных результатов слушаний окружная комиссия все равно рекомендовала подобрать земельные участки для переноса детской и спортивной площадок, а после этого повторно провести публичные слушания по строительству храма на том же самом месте.
Как рассказала председатель инициативной группы Екатерина Кондратьева, префектура сообщила в мэрию, что жители согласны на строительство при условии переноса площадок, а это неправда. «Переносить площадки, и чиновники это прекрасно понимают, просто некуда, в соседних дворах нет участка необходимого размера, за нашим домом вообще косогор, — заявила Кондратьева. — Жители не понимают, почему должны быть снесены площадки, почему, если 73% участников слушаний высказались против, дается поручение подобрать участок для их переноса.
И, наконец, почему префект округа обосновывает это решение не строительными нормами и другими документами, а заявлениями типа: «Вы что, неверующие?»
По словам другого жителя микрорайона Ивана Кондратьева, вопросы веры тут вообще ни при чем. «Неверно выбран участок, и что бы на нем ни строилось, мы будем возражать, — заявил он. — Это единственное место, где могут отдыхать жители нашего дома и не имеющих собственных дворов жители домов № 3 и № 4 по улице Веселой. Надо искать другое решение этой проблемы».
По словам инициативной группы, в патриархии, а также в храме Иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, для которого планируется строительство духовно-просветительского центра, признают правоту жителей и не хотят социальной напряженности. Впрочем, присутствующие на заседании в Мосгордуме представители РПЦ больше говорили о своих проблемах. Священник храма Иконы Божией Матери «Живоносный источник» отец Петр (Винокуров) напомнил, большая территория в Царицыно, ранее принадлежавшая церкви, была утеряна в советские годы, и сейчас надо подумать о компенсации. По его словам, вопрос о необходимости возведения недалеко от храма занимающегося социальной деятельностью центра поднимался еще 15 лет назад. Однако музейный комплекс отказался выделять землю, мотивируя это запретом строительства на территории парка.
Что до строительства во дворе дома на Севанской, то, по словам священника, при переносе площадок на другую сторону дома никто не будет ущемлен. «Вопрос не стоит о том, чтобы занять эту площадку без компенсации, — заявил он. — Но должны быть учтены интересы и других жителей, тех, которые приходят в нашу воскресную школу, обращаются за психологическими консультациями».
Представитель организации, занимающейся строительством храмов в Москве, священник Никодим (Колесников) напомнил о том, что программа возникла по инициативе патриарха, отметившего, что столица занимает последнее место в России по числу церквей на душу населения.
И даже намеченное строительство 200 новых храмов не сможет решить всех проблем верующих, а лишь немного облегчит их участь.
«Само строительство и те участки, которые нам предлагают, — не наша инициатива, мы только рассматриваем эти предложения, — рассказал отец Никодим. — Но со стороны жителей мы находим только одобрение. Благоустройство храмов включает и строительство детских площадок. Воскресные школы также строятся для детей».
По словам пресс-секретаря Фонда поддержки строительства храмов в Москве Анастасии Горшковой, ни одна другая общественная организация не предлагает людям столько помощи по работе с детьми, многие люди оставляют своих отпрысков на целый день на попечение церкви, где с ними занимаются в различных кружках.
«А это существенно, если детская площадка будет за оградой церкви?» — поинтересовалась Горшкова у жителей.
«Один наш дом — это целый квартал: 8 подъездов, 12 этажей, 736 квартир, — возразил Кондратьев. — И на нашу спортивную коробку приходят дети из соседних домов, у которых вообще нет дворов». По его словам, при желании в том же микрорайоне можно было бы подобрать несколько мест для строительства духовного центра. Например, построить его на месте старого здания воскресной школы на улице Солнечной. В тридцати метрах от спортивной площадки находится заброшенная территория бывшей продовольственной базы, заросли бурьяном пустующие участки на улице Прохладной. «Можно найти и другие места, но никто этим почему-то не занимается, — возмущается Кондратьев. — Зато готовятся новые слушания по тому же участку». По мнению жителей, цель этих слушаний может быть одна — продавить прежнее решение.
Первый заместитель префекта ЮАО Елена Сиэрра напомнила, в свою очередь, о том, как верующие в трескучие морозы приходили к установленной на месте будущего храма палатке, где велись трансляции службы. А также о том, что власти должны заботиться обо всех жителях района.
«Публичные слушания будут проведены 15 мая, жители оповещены, — заявила чиновница. — Префект действительно спросил у жителей: «Вы православные?» — но не заявлял категорически о том, что строительство будет там и только там. Есть программа строительства 200 храмов, в нашем округе будет построено 26, три из них уже заложили. Все участки подбираются вместе с Москомархитектурой, утверждаются РПЦ, после чего выносятся на публичные слушания. И только если жители поддерживают это решение, оно утверждается окончательно».
«Так вы знаете о том, что будут новые слушания? — поинтересовался у инициативной группы председатель думской комиссии по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. — Слушания для того и проводятся, чтобы вы могли внести предложения». Чиновникам Герасимов предложил «серьезно подготовиться» к слушаниям, в том числе поискать другие предложения, «от которых жители не смогли бы отказаться».
Депутат от Южного административного округа Михаил Антонцев отметил, что если жители не найдут компромисс с властью, то надо будет изменить решение правительства города. «Речь идет не просто о согласовании, а об изменении состоявшегося решения, — подчеркнул он. — Моя позиция: ни в коем случае не идти вопреки решениям жителей и не ухудшать их условия». Антонцев отметил, что совсем рядом, на пересечении Каспийской и Луганской улиц, планируется строительство еще одного храма и уже утвержден градостроительный план земельного участка. Плюс к этому есть решение о строительстве часовни на территории Царицынского центра соцзащиты. «Надо как можно быстрее реализовывать эти объекты, где нет разногласий», — считает депутат.
Еще меньше доверия к слушаниям проявил председатель комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций Антон Палеев. «Мы будем присутствовать на слушаниях, — обещал он. — Посмотрим, как это будет. Надо, чтобы жители не волновались, и чтобы не было ссылок на несуществующие факты».
По мнению Палеева, когда речь идет о вере, надо действовать очень аккуратно. «Это не первое обращение горожан в нашу комиссию, — рассказал он «Газете.Ru». — Здесь есть социальный аспект, вызывающий серьезную напряженность. Большинство людей выступают не против храмов, а против любой инициативы, принятой за их спиной. К тому же относятся к своему двору как к малой родине, и это тоже надо учитывать. Другая часть населения выступает «за». Поэтому организаторы слушаний должны не подгонять их к нужному результату, а четко соблюдать требования закона: фиксировать, кто за, кто против и почему. Смотреть, кто выделяет площадь, где есть ближайшие храмы. А наша задача помочь всем и найти компромиссное решение».