Незадолго до приезда Бастрыкина Приволжский районный суд Казани ужесточил меру пресечения для бывшего участкового отдела полиции «Дальний» 25-летнего Ильшата Гарифуллина, обвиняемого по делу о гибели 52-летнего Сергея Назарова. Первоначально суд отправил участкового под домашний арест. Судья отметил, что предъявленное Гарифуллину обвинение средней тяжести, а значит, арест был бы слишком жесткой мерой. Экс-участковому было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий) и ч. 2 ст. 292 УК (служебный подлог). Это решение было отменено Верховным судом республики. По итогам нового рассмотрения меры пресечения районный суд арестовал Гарифуллина. Прокурор указал судье на особый общественный резонанс, который вызвало расследование гибели казанца.
В деле фигурируют еще четверо полицейских отдела полиции «Дальний» — 25-летний замглавы отдела по оперативной работе Фаиль Сабирзянов, 24-летний замначальника уголовного розыска Алмаз Василов, двое оперуполномоченных — 23-летний Ильнар Ибатуллин и 24-летний Рамиль Ахметзянов.
Дело Назарова шокировало общественность из-за подробностей жестокого обращения полицейских, изнасиловавших задержанного бутылкой из-под шампанского. После ареста подозреваемых в регион прибыли рабочая группа из МВД России, а также столичные следователи. Горожане стали рассказывать им о других случаях насилия в казанских отделах полиции. Так, накануне, были арестованы двое сотрудников отдела «Дальний», подозревающихся в насилии над 22-летним программистом Оскаром Крыловым. Полицейские, в том числе начальник уголовного розыска,
Должности лишился глава Центрального межрайонного следственного отдела Следственного управления (СУ) СК Татарстана Игорь Гатауллин. Против него было возбуждено уголовное дело по статье «халатность» — за то, что он допустил незаконный отказ в возбуждении уголовного дела по обращению граждан, которые жаловались на полицейских.
Заместитель Гатауллина Марат Зиганшин и следователь-криминалист Айрат Харисов также были уволены. Начальник отдела процессуального контроля СУ СК был предупрежден о неполном служебном соответствии, «его заместителю и руководителю следственного отдела по Набережным Челнам Мансуру Саитгарееву объявлены строгие выговоры».
Далее работу СУ СК будет проверять специальная комиссия: если она найдет нарушения, то, указали федералы, «будут приняты жесткие кадровые решения, в том числе и в отношении руководства следственного управления по республике Татарстан».
Тем временем граждане продолжают жаловаться и на полицейских, и на следователей, которые отказывались принимать заявления, когда жители Казани пытались возбудить уголовные дела против сотрудников правоохранительных органов. Жалобы граждан касаются не только «Дальнего», но и других отделов полиции Казани, в частности, отдела «Эсперанто».
Если в «Дальнем» полицейские использовали бутылку, то в отделе полиции (ОП) «Эсперанто» применяли швабру, говорят пострадавшие.
В данный момент сотрудники Казанского правозащитного центра готовят заявление в республиканский СК с требованием возбудить уголовное дело в отношении нескольких сотрудников ОП «Эсперанто». Как рассказала «Газете.Ru» жительница Казани Вера Ерусланова, оперативники «Эсперанто» на протяжении года пытаются посадить в тюрьму ее племянника, 18-летнего Александра Фатеева.
В январе 2011 года в техникум к Фатееву приехали сотрудники «Эсперанто» и без объяснения причин забрали учащегося с занятий в отделение, рассказала «Газете.Ru» Ерусланова. «Вместе с ним забрали еще двух ребят — сирот. Когда преподаватели спросили у полицейских, куда они уводят детей и на каком основании, те сказали, что на беседу, которая продлится не больше получаса», — говорит Еруславнова. Но 30 минутами оперативники не ограничились — к тому моменту, как тетя Фатеева узнала, где находится ее племянник, его держали в отделении уже несколько часов, утверждает Ерусланова. В «Эсперанто» дежурный сказал, что «ни Фатеева, ни других ребят в течение дня не привозили». «Я звонила оперативникам, но они сбрасывали или не подходили к трубке. В конце концов я заявила, что не уйду из участка, пока мне не скажут, где находится ребенок и что с ним там делают. Тогда один из сотрудников позвонил оперативникам, и мой племянник вышел», — утверждает она. Как оказалось, Александра Фатеева и двух его сокурсников обвинили в нападении на таксиста. Молодые люди, как утверждали оперативники, избили водителя, ударив его молотком по голове, и повредили автомобиль.
Все пять часов, которые Фатеев находился у оперативников, его, по словам Еруслановой, заставляли признаться в совершении разбойного нападения (ч. 2 ст. 162 УК), причем без адвоката и законного представителя.
«Он рассказывал мне после общения с полицейскими, что они снимали с него штаны, брали швабру, надевали на нее презерватив и угрожали, что если он не напишет то, что им надо, ему будет хуже.
Он согласился написать. Ему продиктовали, так как он сам ничего по поводу нападения не знал», — добавила Еруславнов. Вскоре на молодого человека было возбуждено уголовное дело, но до суда оно так и не дошло.
Ерусланова хотела привлечь сотрудников «Эсперанто» к ответственности. Она подавала заявление в СУ СК по Татарстану, республиканскую прокуратуру и в управление собственной безопасности местного МВД, но ей везде отвечали, что повода для возбуждения дела нет.
Вскоре история повторилась. В январе 2012 все те же оперативники завели новое уголовное дело, и опять Фатеев обвинялся в разбое. «На этот раз он якобы украл телефон, поначалу его обвиняли в краже, но через полгода вдруг в деле появился нож — якобы он с ножом напал на людей и отобрал телефоны», — отметила Ерусланова.
«Я писала жалобу даже Сафарову (глава республиканского МВД. — «Газета.Ru»). Записалась к нему на прием. Честно говоря, если бы не последние события, мы бы замяли историю. Поразительно, как они себя ведут!» — негодует тетя Александра Фатеева.
Комментариев от МВД Татарстана и СУ СК по Татарстану пока не последовало.