В четверг в Пресненском суде прошло последнее заседание повторного процесса по делу против предпринимателя Алексея Козлова. Слушание было назначено на 16.00. Сначала в суд приехали сам подсудимый с женой, журналисткой Ольгой Романовой. В руках у него была спортивная сумка с вещами. Судья зашла в зал около 16.20.
Спустя несколько минут судья Татьяна Васюченко огласила свое решение: Козлов признан виновным по всем пунктам обвинения.
Чтение приговора заняло чуть больше часа. Ольга Романова слушала судью сидя: она отказалась вставать со своего места. Козлов смотрел в свой IPad, листая ленту в Facebook. Васюченко читала приговор не отрываясь. Лишь спустя час она сделала глоток воды. За время оглашения решения суда из зала несколько раз выводили людей, которые пытались сфотографировать судью.
В итоге судья, сообщив, что следствию удалось полностью доказать вину подсудимого, объявила окончательное решение: Козлов приговорен к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима.
Зал заскандировал «Позор!», послышался женский плач. Романова выкрикнула в адрес Васюченко проклятия. Алексей Козлов снял часы и передал супруге ключи от квартиры — и на него надели наручники. Адвокат предпринимателя Юрий Костанов после окончания заседания заявил журналистам, что будет обжаловать решение суда, хотя «особых надежд не питает».
Он напомнил, что его подзащитный уже провел в заключении больше трех лет — соответственно, если кассационные жалобы защиты не будут удовлетворены, Козлову придется отсидеть в колонии «год с лишним».
Представители гособвинения заявили, что удовлетворены решением суда. «Ничего личного у обвинения к семье Козлова нет. Но, как говорил известный персонаж Высоцкого, вор должен сидеть в тюрьме», — сказал прокурор Дмитрий Дядюра.
Повторное рассмотрение дела против Козлова длилось около полугода — с сентября 2011 года, когда Верховный суд (ВС) своим решением вернул дело на новое рассмотрение. Обвинение считает, что Козлов незаконно увел акции завода по производству искусственных кож «Искож» и попытался легализовать «отмытые» деньги.
Незаконную деятельность, по мнению следствия, Козлов начал в 2006 году — тогда он создал преступную группу, в которую вовлек двух граждан Эстонии — Эдуарда Самойлова и Александра Корнеевского. В следующем году Козлов, являвшийся в то время гендиректором фирмы «Корфинанс», похитил 33,4% акций компании ОАО «Искож», акционером которой была фирма «Вендорт»: стоимость похищенных акций обвинение оценило в 253,9 млн рублей.
По мнению следствия, деньги были уведены через офшорные компании. Для этого Самойлов, действовавший, как заверяет следствие, в интересах Козлова, ввел в заблуждение сотрудников депозитария ЗАО «Русские фонды». Он представился директором «Вендорта», и в депозитарии ему предоставили возможность перевести деньги на счета подконтрольных Козлову компаний. В прокуратуре утверждают, что на момент совершения сделки Самойлов не имел права распоряжаться деньгами «Вендорта», поскольку к тому времени уже не являлся гендиректором компании, уволившись в феврале 2007 года.
Обвиняется Козлов и в легализации якобы «отмытых» им средств. Для этого предприниматель, убеждены в прокуратуре, продал полученные акции более чем за 30 млн рублей ООО «Балтийская лизинговая компания». Подельники Козлова — Самойлов и Корнеевский — в суде не появлялись. После того как на предпринимателя завели уголовное дело в 2007 году, они были объявлены в федеральный розыск.
Во время прений прокуратура попросила признать Козлова виновным по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере и покушение на легализацию похищенного имущества), ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 174-1 УК РФ (покушение на легализацию имущества, приобретенного преступным путем). «Обвинение считает вину подсудимого доказанной. Показания не признавшего вину Козлова обвинение расценивает как попытку избежать уголовной ответственности», — заявил, зачитывая обвинительное заключение, прокурор.
Алексей Козлов, его адвокат Юрий Костанов и жена Ольга Романова, выступающая на суде в качестве официального представителя своего мужа, категорически не согласны с обвинением, как и, впрочем, с самим фактом уголовного преследования коммерсанта.
В ходе процесса Козлов и его защита постоянно настаивали на том, что уголовное преследование носит заказной характер. Заказ, утверждал коммерсант, в 2006 году поступил от бывшего бизнес-партнера предпринимателя экс-сенатора Владимира Слуцкера. От этого в деле, считает предприниматель, очевидные натяжки. К примеру, правоохранители объявили в розыск ключевого свидетеля и подельника Козлова — Корнеевского — только после того, как тот покинул пределы страны, хотя к тому времени расследование уголовного дела в отношении предпринимателя было в самом разгаре, указывал коммерсант в ходе процесса.
Также Козлов убежден, что установленная следствием стоимость якобы похищенных акций «взята с полтолка», а сам суд проходил с многочисленными нарушениями и был пристрастен.
В 2009 году все в том же Пресненском районном суде предпринимателя признали виновным по тому же обвинению — тогда он был приговорен к 8 годам колонии общего режима. Все это время жена Козлова, журналистка Ольга Романова, вела медийную и юридическую борьбу за своего мужа: она информировала общественность о своих взаимоотношениях с судами — о том, как рассматриваются ее многочисленные апелляции и кассации. В итоге в июле 2011 года Романовой удалось добиться отмены приговора ее мужу через Верховный суд, который вернул дело на новое рассмотрение в нижестоящую инстанцию — в данном случае Пресненский районный суд.
Позиция ВС по отношению к Мосгорсуду, который отказывался отменять приговор Козлову, была беспрецедентно жесткой: он указал на многочисленные нарушения, допущенные в ходе расследования дела Козлова, в частности, на пренебрежение со стороны следствия принципа презумпции невиновности.
По мнению ВС, Мосгорсуд и Пресненский районный суд безосновательно отвергли представленные защитой доказательства того, что Козлов не мог мошеннически похитить акции из «Вендорт Трейдс», потому что офшор уже утратил право владения ими.