В понедельник в Тверском районном суде Москвы прошли предварительные слушания иска бортпроводницы Юлии Скворцовой к своему работодателю авиакомпании «Атлас-Джет» (бывшая «Русэйр»). Девушка требует взыскать с компании 10,5 млн рублей компенсации за материальный и моральный вред. В том числе свыше 7 млн рублей — это счет за медицинские услуги, который был ей предъявлен клиникой. Иск также был предъявлен компании «Альфа-страхование» — более 300 тысяч рублей.
Скворцова — единственный член экипажа, выживший в авиакатастрофе под Петрозаводском в прошлом году.
Самолет Ту-134 рухнул на дорогу 20 июня 2011 года. На борту находились 52 человека, 44 из них погибли на месте. Еще трое скончались в больницах, врачам не удалось их спасти. Крушение самолета пережили пять человек.
Процесс, обещают в суде, стартует 27 марта. Ранее к процессу была привлечена третья сторона — фонд обязательного медицинского страхования «Макс». Впрочем, ни третья сторона, ни ответчики на процесс не явились. Представитель бортпроводницы Геннадий Сушко пообещал, что лично доставит им повестки в суд.
По словам юриста, его подзащитная перенесла три операции: врачи диагностировали у нее перелом ключицы и ожоги на обеих ногах второй и третьей степени.
«По заключению врачей, Скворцовой причинен тяжкий вред здоровью, — сказал Сушко. — Степень утраты трудоспособности пока не оценена, так как еще нет результатов судебно-медицинской экспертизы». По его словам, работодатель выплатил бортпроводнице лишь 300 тысяч рублей и посчитал эту сумму достаточной. Правда, были еще выплаты из региональных бюджетов Карелии и Московской области (Скворцова зарегистрирована в Лобне), но адвокат отказался уточнить суммы, отметив, что «эти выплаты к работодателю не относятся». Авиакомпания, добавил Сушко, также оплатила пострадавшей сотруднице отдых в Кисловодске. «Это была психологическая поддержка, никакого лечения она там не получила», — сказал он.
По словам защитника, авиакомпания отказывается признавать претензии Скворцовой на компенсационные выплаты.
Юрист отмечает, что представители авиакомпании апеллируют к тому, что в клинике не проставили дату на одном из документов и в разных справках указаны различные площади ожогов нижних конечностей.
Сушко добавил, что Скворцова уволена с 1 марта с формулировкой «сокращение штата».
В настоящий момент стюардесса официально находится в отпуске. Но уведомление об увольнении Скворцова получила 11 февраля, когда иск в суд был уже подан. По словам ее представителя, она добросовестно уведомляла работодателя о плане лечения, в частности, такой документ, заверенный в клинике, был направлен еще в сентябре. Однако компания не выдвигала своих условий и не шла на контакт.
В авиакомпании «Атлас-Джет» отвечать на вопросы отказались. «А почему вы по телефону звоните? По телефону мы не разговариваем. У нас суд идет, поэтому все вопросы решаем там», — сказала представительница компании «Газете.Ru».
В августе 2011 года Московская межрегиональная транспортная прокуратура выявила многочисленные нарушения требований законодательства авиакомпанией. «Установлено, что при выполнении полетов на горные аэродромы имели место случаи назначения в качестве командиров воздушных судов пилотов, которые ранее посадку в таких условиях не выполняли. При этом в состав экипажа не включался пилот, подготовленный для выполнения посадки на данном аэродроме», — говорили в прокуратуре. Также были выявлены случаи, когда членам экипажа не предоставлялось достаточное время для отдыха между полетными сменами. В связи с этим в отношении «Русэйр» было возбуждено дело по ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде), руководителю авиакомпании внесено представление.
Межгосударственный авиационный комитет в сентябре установил, что причиной катастрофы Ту-134 в Петрозаводске стала ошибка экипажа.
Как говорится в заключении МАК, самолет выполнял заход на посадку в условиях хуже метеорологических минимумов аэродрома. В этих условиях экипаж должен был уйти на второй круг и снизить самолет ниже установленной минимальной безопасной высоты, чтобы были видны наземные огни. Однако экипаж не стал заходить на второй круг, и самолет, задев деревья, рухнул на автотрассу в километре от аэропорта.
Впрочем, об ошибке экипажа заговорили еще задолго до заключения комиссии. После авиакатастрофы такое предположение высказал и президент Дмитрий Медведев. До него об этом заявил вице-премьер Сергей Иванов. «Я не хочу предвосхищать следствие и все прочее, но по первым таким внешним данным очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он не на полосу зашел, а правее», — сказал он тогда. Несмотря на то что самолет был исправен, Медведев предложил вывести Ту-134 из эксплуатации.