В четверг Европарламент на своем очередном заседании единогласно принял резолюцию, осуждающую смертные приговоры признанным виновными в терроризме Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву. 30 ноября 2011 года они были приговорены к смертной казни за взрыв в минском метро, а также за другие террористические акты, совершённые в Минске и Витебске.
Эта же резолюция призывает власти Белоруссии к объявлению моратория на смертную казнь.
Как сообщили в пресс-службе Европарламента, в ходе дебатов на сессии в Страсбурге проблема применения смертной казни в Белоруссии обсуждалась именно в свете приговора Коновалову и Ковалеву. В резолюции осуждается вынесение им смертного приговора и содержится призыв к Александру Лукашенко их помиловать.
В тексте принятого документа, в частности, сказано: «Двое мужчин были осуждены по обвинению в совершении терактов в 2005, 2008 и 2011 годах в Витебске и Минске, но, согласно сообщениям организаций по правам человека (FIDH, Human Rights Watch), есть аргументы, показывающие, что суд был несправедливым, а расследование омрачено серьезными нарушениями прав человека и преднамеренным игнорированием оправдательных улик. В ходе предварительного слушания и судебного разбирательства были обнаружены серьезные процедурные нарушения».
Отмечается, что Коновалов и Ковалев были лишены доступа к адвокатам, имеются свидетельства применения в отношении них пыток, а на их одежде не было обнаружено следов взрывчатых веществ.
Евродепутаты призвали «компетентные органы провести полное, справедливое расследование для обеспечения правосудия для пострадавших от ужасного акта терроризма».
Парламентарии подчеркнули, что применение «нереального, жестокого, негуманного наказания, которое нарушает право на жизнь», неприемлемо, и призвали белорусские власти отменить смертную казнь или ввести немедленный мораторий на ее применение.
Европарламент напомнил также, что Белоруссия подписала Пражскую декларацию восточного партнерства и обязалась соблюдать принципы международного права и основные ценности, включая демократию, верховенство закона, уважение прав человека и основных свобод. Он призвал Минск продолжить прерванную работу по приведению белорусского законодательства и судебной системы в соответствие с международными нормами.
«Публичный суд над «витебскими террористами», на всю катушку использованный государственной пропагандой, дал обратный эффект — не сплотил, а расколол белорусское общество, — говорит политолог Виктор Демидов. — Люди видели, как происходил суд, и если в начале процесса в виновность этих парней верило подавляющее большинство белорусов, то к моменту вынесения приговора — уже меньше половины. А заодно снова вспыхнули споры вокруг смертной казни: ведь люди видят, что расстрелять могут двух невинных молодых ребят».
«Сам Лукашенко всегда высказывался в поддержку смертной казни, — напоминает эксперт в беседе с «Газетой.Ru». — По данным из различных источников (официальных данных нет. — «Газета.Ru»), ежегодно в Белоруссии приводится в исполнение два-три смертных приговора. Все приговоры утверждает лично Александр Лукашенко. За 17 лет своего правления он помиловал только одного приговорённого к смертной казни».
Между тем в Белоруссии собрано уже около 270 тыс. подписей под двумя обращениями против смертной казни в отношении Ковалева и Коновалова.
Одна петиция подготовлена Любовью Ковалевой, матерью приговоренного к смерти Владислава. Второе обращение инициировала общественная организация «Правозащитный альянс».
«Люди подписываются, и этих подписей уже настолько много, что это впечатляет и говорит о том, что к этому делу есть пристальное внимание и со стороны наших белорусских граждан, и со стороны граждан из других стран, — сказала радио «Рацыя» глава «Правозащитного альянса» Людмила Грязнова. — Рядовых парней хватать просто так и потом вести к гильотине — это возмутительно, и это шокирует многих людей».
По словам Грязновой, интерес к делу Коновалова и Ковалева в Европе велик. Об этом говорит и заседание Европейского парламента по вопросам смертной казни, прошедшее 16 февраля.
По ее мнению, вопрос моратория на смертную казнь является ключевым для «перезагрузки» отношений Белоруссии и демократических стран. «Это очень болезненный вопрос и для нас, и для них, западных партнеров Белоруссии. Поэтому нужно вводить мораторий. А по делу Коновалова и Ковалева необходимо новое расследование», — считает руководитель «Правозащитного альянса».
«Насчёт резкого смещения настроений в пользу отмены смертной казни — это спорное утверждение. Самых свежих данных я не видел, но, по-моему, большинство, пусть и незначительное и относительное, было все время за сохранение смертной казни, — говорит обозреватель белорусской службы радио «Свобода» Юрий Дракохруст. — Интересно отметить, что люди прозападной ориентации — даже в большей степени. Приговор по делу о взрыве в метро действительно вызвал в обществе большие сомнения насчет виновности осужденных Коновалова и Ковалева. Так, несмотря на открытый суд над организаторами взрыва в минском метро 11 апреля 2011-го и массу заявлений и публикаций, призванных закрепить официальную версию в глазах общества, большая часть белорусов с сомнением восприняла приговор суда: верят в то, что осужденные осуществили этот теракт, только 37% респондентов, а 43,4% не верят (еще около 20% затруднились с ответом)».
«Безусловно, этот приговор вызвал широкую общественную дискуссию, породил ряд общественных инициатив за отмену как этого приговора, так и института смертной казни как такового, — считает эксперт «Газеты.Ru». — Но из наличия дискуссии и этих инициатив вовсе не следует изменение отношения к смертной казни белорусского общества в целом».