Письмо от своего провайдера с уведомлением о блокировке домена администраторы сайта фонда имени Андрея Рылькова получили 3 февраля этого года. Волонтеры этой организации занимаются помощью наркозависимым и являются последовательными критиками официальной российской наркополитики и методов борьбы с наркоманией, выступая за введение в стране практики заместительной терапии. Как рассказала «Газете.Ru» сотрудница фонда Анна Саранг, менеджер представлявшей доменное имя компании Mastername объяснил, что причиной блокировки сайта стал запрос из московского управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). В письме главы управления генерал-лейтенанта Владимира Давыдова, копия которого имеется в распоряжении «Газеты.Ru», говорилось, что «рассмотрев материалы о размещении в сети интернет информации о пропаганде наркотиков», он установил, что на сайте фонда «неустановленным лицом размещены материалы, пропагандирующие употребление наркотических средств».
Никаких конкретных цитат и ссылок генерал-лейтенант ФСКН в тексте не привел.
На основании этой информации Давыдов потребовал прекратить делегирование домена фонду, и провайдер решил пойти ему навстречу. Сейчас доступ к сайту фонда Рылькова закрыт.
В своем письме Давыдов ссылался на пункт 5.5 утвержденных правительством правил регистрации доменных имен в доменах «.RU» и «.РФ». В этот пункт в ноябре 2011 года были внесены изменения, существенно упростившие процедуру закрытия сайтов силовыми структурами. Теперь «делегирования домена может быть прекращено регистратором на основании письменного решения руководителя (замруководителя или приравненного к нему должностного лица) органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность».
Раньше, говорит юрист правозащитной организации «Агора» Дамир Гайнутдинов, помогающий волонтерам фонда Рылькова, поводы для закрытия сайта в пункте 5.5 были прописаны гораздо подробнее и шире, а теперь фактически любая силовая структура вправе закрыть любой сайт, приведя при этом минимум аргументов. «То есть теперь хоть полиция, хоть ФСБ, хоть ФСКН может просто написать письмо провайдеру, сказав, что такой-то сайт нарушает этот пункт 5.5 и что на нем написано что-то незаконное, при этом не ссылаясь особо ни на какие нормы закона. Раньше процедура была в целом такая же, но от силовых структур требовалось «мотивированное обоснование, а также ссылка на нарушенную норму закона». Теперь этого нет, и мне кажется, что это серьезная угроза для свободы слова в интернете», — сказал юрист «Газете.Ru». В ближайшее время, добавил Гайнутдинов, он собирается обжаловать как решение провайдера, так и само предписание ФСКН как незаконные. «От провайдера закон все равно не требует по первому письму закрывать доступ к сайту. Они вправе вообще ничего с этим не делать, а дождаться суда, который бы определил, что сайт однозначно надо закрывать. Но в любом случае никаких санкций к ним не применят. Другой вопрос, что на практике никто просто не хочет связываться с силовыми структурами и доставлять себе лишние проблемы», — сказал юрист.
Комментариев от самого провайдера получить не удалось.
По мнению Саранг, сайт фонда был заблокирован именно за его общественную деятельность, а не из-за конкретных нарушений закона.
«Наша организация выступает за заместительную терапию. Это не просто простой и дешевый инструмент, предназначенный для помощи большому числу людей, но и ключ к системной помощи наркозависимым. Эта программа считается базисной наркологической помощью во всех странах, где присутствует проблема зависимости от опиатов. Но у нас противостояние программам заместительной терапии внесено отдельным пунктом в антинаркотическую стратегию, утвержденную президентом в 2010 году. Думаю, что это может быть связано с позицией правительства по общественным организациям, которые занимаются теми проблемами, на которые государству наплевать», — считает Саранг.
В ФСКН настаивают, что действовали строго в рамках закона и никакого политического подтекста в их запросе не было. «К ним возникли вопросы из-за того, что там пропагандировалась заместительная терапия, а она у нас запрещена. Исключительно из-за этого и было предписание. Мы несколько раз требовали от них удалить с сайта данную информацию, а когда они отказались, обратились к провайдеру. И никакой цензуры тут нет, она у нас официально отменена, а проверить этот сайт нам изначально поручила прокуратура», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе столичного Госнаркоконтроля.
В «Агоре» подтверждают, что проверка фонда началась по запросу, который в Генпрокуратуру отправили из Госдумы. «Был запрос о проверке двух ужасных контор – нас и фонда — от депутата Игоря Архипова, якобы мы вместе продвигаем метадон в России. От нас все проверки отскочили, у фонда прокуроры тоже нарушений не нашли, но сайт им не понравился, из-за чего ФСКН и предписали его закрыть. Это наш давний конфликт с Минздравом о методах лечения наркомании в России, и вот во что он вылился», — сказал «Газете.Ru» глава «Агоры» Павел Чиков.