Генеральный прокурор Белоруссии Александр Конюк в пятницу заявил журналистам, что Дмитрий Коновалов, признанный судом виновным в совершении теракта в минском метро, признал приговор в отношении себя законным и отказался писать прошение о помиловании. По его словам, такое решение Коновалов принял больше месяца назад.
«19 декабря 2011 года в присутствии членов специально созданной комиссии он отказался от подачи прошения о помиловании и признал приговор в отношении себя законным», — сказал генпрокурор.
По нормам белорусского законодательства после вынесения приговора преступник имеет право его обжаловать. «В данном случае, учитывая исключительную ситуацию, по окончании десятидневного срока комиссия еще раз ему напомнила о том, что он имеет право это сделать, но он отказался», — пояснил Александр Конюк. Хотя Коновалов отказался просить о помиловании, ранее сообщалось, что 4 января 2012 года он вместе со своим адвокатом приступил к изучению материалов своего дела. Эту нестыковку никто из официальных лиц пока не объяснил.
Что касается второго фигуранта дела — Владислава Ковалева, то прошение о помиловании, которое он подал сразу после приговора, находится на рассмотрении генпрокуратуры. Решение должно быть принято в ближайшее время, сказал прокурор, признавшись, впрочем, что «вопрос о дате заседания комиссии по помилованию пока не решен».
Осуждённые по делу о терактах в Минске и Витебске Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев 30 ноября были приговорены к смертной казни. Они признаны виновными в том числе по эпизоду 11 апреля 2011 года — взрыву в минском метро. Это преступление квалифицировано для Коновалова по ч. 3 ст. 289 «Терроризм» УК Белоруссии, а для Ковалева — по ч. 6 ст. 16 и ч. 3 ст. 289 «Пособничество в терроризме» УК Белоруссии.
Между тем мать Владислава Ковалева не исключает, что приговоренного к смертной казни Коновалова заставили отказаться от подачи прошения о помиловании.
Такое мнение она высказала в беседе с корреспондентом информагентства «БелаПАН». Любовь Ковалева обратила внимание на то, что сейчас доподлинно неизвестно, что происходит с осужденными к высшей мере наказания в СИЗО КГБ, и предположила, что над ее сыном и его другом издеваются. Говоря о Коновалове, Ковалева отметила: «Мы не знаем, были ли у него на свидании родители, адвокат, мы вообще не знаем, жив ли он еще». Получить свидание с сыном Любовь Ковалева надеется в феврале. В январе на встрече с Владиславом Ковалевым была его сестра Татьяна.
«В таком, и даже вполне самостоятельном решении Коновалова есть своя логика, пусть ненормальная, — говорит политолог Виктор Демидов. — Достаточно вспомнить, как он вёл себя на суде. Он молчал, он соглашался практически со всеми обвинениями и особенно самыми тяжёлыми. Но дело в другом. Все признают: из-за неоднозначности этого процесса в белорусском обществе поднялась волна против смертной казни вообще, — говорит Демидов. — И если раньше президент Александр Лукашенко, оправдывая смертную казнь, ссылался на мнение народа (референдум 1996 года), то теперь он этого делать не может. И вот несколько дней назад уже Верховный суд заговорил о возможности отмены казни. А он, известно, без разрешения Лукашенко рта бы не открыл».
Также в пятницу стало известно, что на станции метро «Октябрьская» (которую, собственно, и взорвал Дмитрий Коновалов) временную мемориальную доску заменят постоянной скульптурной композицией. Для этого по решению Мингорисполкома среди художников был проведен открытый конкурс памятных знаков, в котором приняли участие 12 проектов. Победителем конкурсного отбора стал Константин Селиханов с объектом «Река памяти». Мемориальный знак установят на входе в подземный пешеходный переход, там, где сейчас висит мемориальная доска с текстом: «У памяць аб трагiчна загiнуўшых у вынiку выбуху 11 красавiка 2011 г. на станцыi метро «Кастрычнiцкая». К апрелю в этой нише появится бронзовая волнообразная стела, на которой будут написаны имена погибших.