Специальная комиссия, расследующая обстоятельства провала программы межпланетной научной станции «Фобос-грунт», определилась с основной версией произошедшего. Об этом сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на свой источник.
Российский аппарат стал жертвой аномальной солнечной активности, утверждает источник. То есть произошедшее можно считать «трагической случайностью».
«Комиссия, рассмотрев основные причины нештатной ситуации с «Фобос-грунтом», признала в качестве основной версию возможного воздействия на космический аппарат плазменного образования в магнитосфере Земли», — сообщил «Интерфаксу» в четверг источник в космической отрасли.
По его словам, комиссия сопоставила дату запуска «Фобос-грунта» (9 ноября 2011 года) и произошедшую на Солнце 4 ноября вспышку, которая сопровождалась мощным выбросом корональной массы. Она весила несколько миллиардов тонн и вызвала серию магнитных бурь, которые не утихали в течение нескольких недель.
«Ученые насчитали на Солнце семь опасных зон, готовых обрушить на нас тонны корональной массы. Особенность этого скопления пятен заключается в том, что это крупнейшая группа образований на поверхности Солнца, которая наблюдалась с 2005 года. Площадь самого большого пятна в 17 раз превышает площадь Земли», — рассказал источник агентства.
«Таким образом, не исключено, что российский космический аппарат по трагической случайности попал в облако плазмы. Если бы «Фобос-грунт» был запущен позже 9 ноября, возможно, сегодня он находился бы уже на пути к Красной планете», — сказал собеседник агентства.
«Это невозможно. Такого типа плазменные образования могут возникнуть на определенной высоте, и они обычно на порядок более слабые (чем нужно, чтобы оказать какое-то воздействие). Это в принципе невозможно», — сказал РИА «Новости» профессор Марат Деминов, завлабораторией динамики ионосферы Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Пушкова (ИЗМИРАН).
Ученый пояснил, что плазменные образования могут возникать из-за выхлопов ракет, но они очень слабые. Кроме того, разогревать плазму в ионосфере может, например, американский нагревной стенд HAARP, расположенный на Аляске. «Он может нагреть ионосферу в очень узкой области на определенных высотах – от 90 до 200 километров – в высоких широтах. Она будет немного более разогретая, но ее энергии не хватит, чтобы она как-то повлияла на электронику внутри спутника», — сказал собеседник агентства. По его словам, установка HAARP работает очень редко, потому что это очень дорого – нужно очень много электроэнергии. Естественных же плазменных образований, способных повлиять на космический аппарат, по словам ученого, просто не бывает.
В ноябре директор Института прикладной геофизики Росгидромета Владимир Лапшин действительно предупреждал о мощной солнечной активности.
Вспышка на Солнце произошла в ночь на 4 ноября, но тогда не привела к каким-либо серьезным последствиям на Земле, сообщало РИА «Новости» со ссылкой на Лапшина. «Источником случившейся вспышки послужила область самой большой за последние несколько лет активности на Солнце. Сегодняшнее положение этой области на Солнце таково, что вызываемые ею возмущения в основном проходят мимо Земли», — пояснял директор Института прикладной геофизики. Но в течение нескольких дней — до 15 ноября — эта область перемещалась к центру Солнца, и до ее захода за западный край Солнца Земля находилась «под прицелом».
«В этот период мощные солнечные вспышки могут привести к серьезным магнитным бурям на нашей планете, которые, в свою очередь, могут сказаться и на самочувствии людей, и на работе высокоточной аппаратуры, в том числе систем GPS и ГЛОНАСС», — пояснял Лапшин. Начало сильной магнитной бури пришлось как раз на 9 ноября — день запуска «Фобос-грунта».
Однако в четверг руководитель центра прогнозов космической погоды института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН (ИЗМИРАН) Сергей Гайдаш заявил РИА «Новости», что «был официальный запрос из аварийной комиссии Роскосмоса, которую возглавляет Коптев, о том, какая обстановка (с космической погодой) была на 9 ноября, на время первых витков «Фобоса». «И они получили официальный ответ: в указанный интервал времени космическая погода была нормальной. Все параметры находились на уровне фоновых значений. Ничего, что могло повлиять хоть как-то на «Фобос», не происходило. Этот документ был отправлен в комиссию», - сказал собеседник агентства.
Специалисты рассматривали и другую причину аномального электромагнитного воздействия на научную станцию — со стороны американских радаров, размещенных на Маршалловых островах. Но NASA отвергло подозрения и отказалось участвовать в эксперименте по проверке этой версии.
На атолле Кваджалейн Маршалловых островов находится испытательный полигон Рейгана, который располагает радиолокационной системой KREMS. В ее состав входят четыре мощных радара, основная задача которых — контролировать параметры движения боеголовок ракет при испытаниях. Радары используются и для контроля космического пространства.
«Есть версия, что у них (американцев. — «Газета.Ru») работал один из мощных радиолокаторов и это облучение сделало так, что БЦВМ (бортовые цифровые вычислительные машины), которые есть на «Фобосе», засбоили, — пояснял глава Роскосмоса Владимир Поповкин. — И затем не смогли выйти на тот режим, в котором должны работать. Эта версия сейчас проверяется. Если она будет иметь право на жизнь, то, естественно, мы свяжемся с нашими партнерами в NASA и попросим их поучаствовать в эксперименте вместе, чтобы найти истину».
В четверг замруководителя агентства Анатолий Шилов сообщил журналистам, что «Роскосмос направил в США официальное предложение об участии в расследовании, но они отказались».
В Роскосмосе официально пока не винят Солнце в аварии «Фобос-грунта». Как пояснили «Газете.Ru» в агентстве, итоговый доклад будет обнародован на следующей неделе.
«Доклад о причинах нештатной ситуации подписан членами комиссии», — уточнил, в свою очередь, Анатолий Шилов. Он добавил, что в воскресенье доклад будет представлен главе Роскосмоса Владимиру Поповкину, а на следующей неделе опубликован.