Обманутым дольщикам объектов, расположенных на присоединяемых к столице областных территориях, придется вновь подтверждать свой статус пострадавших. Об этом рассказали участники «круглого стола», проведенного в среду фракцией КПРФ в Мосгордуме. По словам представителя многочисленных дольщиков подмосковной Щербинки Татьяны Наумкиной, Москомстройинвест (созданный год назад московский комитет по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства) рекомендовал гражданам обратиться в правоохранительные органы для признания факта нанесения им имущественного ущерба.
«Наш объект хорошо известен и на областном, и на федеральном уровне, — заявила Наумкина. — В июле 2010 года в Подмосковье был принят закон № 84, в соответствии с которым областной минстрой вел учет проблемных объектов и пострадавших дольщиков, и на сегодняшний день все они числятся в реестре министерства.
Какая необходимость при переходе из субъекта в субъект выматывать людей, заставляя их снова обращаться в следственные органы и доказывать, что они пострадали?»
На присоединяемых к Москве территориях расположены самые крупные, Щербинские долгострои с двумя тысячами пострадавших дольщиков, а также многочисленные проблемные объекты в Троицке и Наро-Фоминске. И, по мнению участников «круглого стола», столичные власти постараются таким образом «минимизировать» число достающихся им в «довесок» к 144 га подмосковной земли дольщиков.
О том, что необходимость вновь обращаться в правоохранительные и судебные органы может отпугнуть часть дольщиков, говорили и сотрудники госорганов. Так, по словам представителя ГСУ при ГУ МВД по Москве Анжелы Хамзиной, в ходе уголовных дел, связанных, в частности, с преступлениями в области ипотечного кредитования, было найдено достаточно много имущества, чтобы выплатить средства по гражданским искам. Однако, когда дело дошло до суда, вопрос признания исков был выделен в отдельное производство в гражданском порядке. В результате уставшие от бесконечных тяжб люди отказались от исков. «Приговор состоялся, имущество найдено, а в итоге жулик, выйдя на свободу, получит все эти средства. Мне, как следователю, это очень неприятно», — рассказала Хамзина.
Впрочем, наличие областного закона и ведение реестра проблемных объектов никак не гарантируют их защиту, и квартиры дольщиков продолжают уходить в конкурсную массу имущества обанкротившихся застройщиков.
Так, по словам дольщиков ЖК «Академия» в поселке Челюскинский Пушкинского района, за долг инвестора (ООО СПФ «Строймонолит») в 18 млн рублей покупателю нескольких квартир судебные приставы наложили арест на весь дом, не потрудившись выявить всех долевых участников строительства. И сейчас дом выставлен Росимуществом на торги. «Это попытка захвата дома с целью организации вторичных продаж, — считает представитель инициативной группы Наталья Колесникова. — Группа адвокатов, отстаивающих справедливость торгов, заявляет, что дольщики не оформили право собственности на доли в строящемся доме и потому не имеют права требовать снятия ареста с «их» имущества. И не важно, что у дольщиков есть договоры, платежные поручения и так далее».
В целом в Московской области заявили о себе около 6 тыс. дольщиков проблемных объектов. Не намного лучше обстоят дела и в столице. Участники «круглого стола» пришли к выводу, что реальные потребности московских дольщиков в жилье (4500 квартир) в 4 раза больше тех объемов, что планирует правительство Москвы (70 тыс. кв. метров — примерно 1100 квартир) для решения их проблем. Мэрия планирует построить для дольщиков 5 домов: на Люберецких полях, в Куркино, на Вяземской улице и на улице Перерва.
Общее количество «московских» и «федеральных» (покупавших московское жилье жителей регионов) дольщиков составляет, по оценкам инициативных групп, 6,5 тыс. человек.
«Искусственное уменьшение количества дольщиков путем разделения их на «московских» и «федеральных» не решает проблему обеспеченности жильем, а лишь приукрашивает статистику и лакирует действительное отчаянное положение пострадавших граждан в Москве, лишившихся права на жилье 6—8 лет назад… — говорится в резолюции «круглого стола». — На сегодняшний день городские власти занимаются одним проблемным застройщиком — компанией «Энергостройкомплект-М», но не решают комплексно жилищные проблемы всех дольщиков Москвы».
По словам Хамзиной, ведущей дело «Энергостройкомплекта» на протяжении двух лет, арестовано 58 счетов компании, проанализированы договоры, и число пострадавших дольщиков объектов в Тушино, на ул. Народного Ополчения и ул. Генерала Глаголева достигнет в конечном итоге 2 тыс. человек. При этом заместитель председателя Москоминвеста Александр Гончаров говорит о 1,8 тыс. обманутых дольщиков на всю Москву.
«Тут говорили, что по факту пострадавших граждан больше и мы пытаемся их замолчать, — заявил чиновник. — Мы проанализировали все 5800 заявлений граждан, считающих себя обманутыми дольщиками. И установили 11, а не 39, как утверждают, объектов, по которым есть распорядительные документы правительства Москвы и инвестконтракты и застройщики которых не выполнили своих обязательств, предпочтя уйти в процедуру банкротства. Дольщиками этих объектов являются 1800 граждан. Мы просили граждан заявить свои притязания в рамках процедур банкротства, но понимания не нашли. Людям проще непосредственно обратиться к власти и требовать квартиры у города».
Что касается остальных заявлений, то их авторы, по мнению Гончарова, либо являются дольщиками объектов, сдача которых просто задерживается, либо стали жертвами мошенников.
Не признают, кстати, в Москве обманутыми дольщиками и членов межрайонного молодежного жилищно-строительного кооператива, созданного еще в 2003 году по инициативе муниципальных образований САО с целью выполнения программы «Молодой семье — доступное жилье». Как выяснилось, выделенные участки изначально были непригодны для строительства. И в 2009 году правительство Москвы отказалось от своих обязательств перед кооперативом, предлагая им решать вопросы в суде.
«Нельзя говорить, что мы ничего не делаем, — считает Гончаров. — Там, где есть реальная возможность и реальный законодательный механизм, есть и результаты. Мы берем те проекты, по которым были решения правительства Москвы и инвестконтракты, и решаем проблемы существующих площадок, где инвестор не в состоянии обеспечить строительство, выступая фактически в роли заказчика. В 2011 году мы ввели два корпуса в Южном Тушино, провели большую работу с Росреестром и со следственным управлением. Мы боролись за каждую квартиру и сумели вырвать из конкурсной массы 400 квартир, попавших в процедуру банкротства, и затвердить в судебном порядке права граждан».
Работает Москомстройинвест и с федеральными ведомствами, являющимися сторонами инвестконтрактов, заверил чиновник. «Очень остро стоит вопрос по объектам Минобороны, — рассказал он. — Можно громко кричать и писать письма, и мы это тоже делаем. Но по тем адресам, которые «живые» и где мы понимаем, что можно что-то построить, мы начинаем тяжелое взаимодействие с министерством».
Однако государство не несет по закону обязанности компенсировать гражданам ущерб, нанесенный жуликами, напомнил чиновник. И Москва не имеет возможности предоставлять жертвам мошенничества жилье за счет бюджета.
Впрочем, как выяснилось на том же «круглом столе», в стране есть организация, которая может и хочет искать мошенников и, главное, похищенные ими средства граждан. По словам руководителя межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО Евгения Легостаева, федеральная служба находит средства вплоть до недвижимости за границей и банкоматов, в которых снимаются деньги (деньги «Социальной инициативы» и «Золотой мили» были обнаружены с помощью финмониторинга и финразведки), однако в основном «бьет по хвостам» — начитает работать после обращения правоохранительных органов.
«Мы попытались принять превентивные меры, — рассказал Легостаев. — В начале года отправили запросы во все региональные отделения МВД, чтобы проанализировать ситуацию и предпринять меры по пресечению преступления, не дожидаясь, пока этот гнойник лопнет. Однако из 18 субъектов ЦФО только два попросили проверить схемы, которые есть на их территориях. Остальные ответили, что у них все нормально».
Не видно особого рвения и на федеральном уровне. Как напомнил руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков, 11 ноября 2010 года на встрече Геннадия Зюганова с председателем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным он передал полные списки недостроенных объектов, компаний, а также данные по количеству пострадавших дольщиков. На той же встрече Бастрыкин поддержал предложение о создании при Следственном комитете РФ рабочей группы по проблемам обманутых дольщиков.
Однако, как сообщил на «круглом столе» в ответ на вопрос о результатах деятельности рабочей группы при Следственном комитете РФ представитель комитета, сказать ему нечего, так как связанные с обманутыми дольщиками дела «за 2010—2011 годы ГУ СК по Москве не расследовались и не рассматривались».
Разговор о наболевшем обманутые дольщики собираются продолжить на своем третьем всероссийском съезде, который пройдет в Москве в середине февраля. В резолюции «круглого стола» его участники записали намерение пригласить на этот съезд кандидатов в президенты России Владимира Путина и Геннадия Зюганова. «Я попрошу Зюганова принять участие в нашем съезде и лично пригласить на него Путина для обсуждения способов решения проблем дольщиков в 2012 году», — пообещал Клычков.