Во вторник вечером представители Следственного управления СК по Петербургу и городской прокуратуры обратились в Невский районный суд с ходатайством, в котором просили взять под стражу сотрудника полиции Дениса Иванова. В ходатайстве говорилось, что участковый уполномоченный 75-го отдела полиции Невского РУВД Петербурга подозревается в совершении особо тяжкого преступления, за которое законом предусмотрено суровое наказание. По мнению следователя, к подозреваемому нельзя применить такую меру пресечения, как подписка о невыезде и надлежащем поведении: находясь на свободе, он может скрыться, склонить свидетелей к даче ложных показаний, препятствовать расследованию уголовного дела или оказать давление на участников судопроизводства.
Суд должен быть начаться в 16.00, однако судья не успела разобраться с предыдущим подсудимым, в итоге рассмотрение ходатайства СК затянулось на несколько часов.
Настаивающий на подписке о невыезде защитник Иванова сообщил суду, что его подзащитному 24 года, ранее к уголовной ответственности он не привлекался, окончил университет МВД, по службе характеризуется положительно, женат, в настоящее время проходит службу в полиции, прошел переаттестацию, зарегистрирован и фактически проживает в городе Санкт-Петербурге.
Однако суд с доводами защиты не согласился и отправил Иванова под арест. Полицейского взяли под стражу в зале суда, надев на него наручники.
«Судья Елена Алексеева вынесла постановление, в котором говорится, что следователь смог предоставить доказательства того, что Иванов может попытаться повлиять на процесс судопроизводства. Являясь действующим сотрудником органов внутренних дел, не отстраненным от работы, он может давить на свидетелей или уничтожить вещественные доказательства по делу, — сообщил «Газете.Ru» источник в правоохранительных органах Петербурга. — Приведенные следователем в ходатайстве доводы были признаны достаточными для заключения подозреваемого под стражу».
Большую роль сыграло и то, что Иванов первоначально пытался скрыть свою вину, доказывая сотрудникам СК и Управления собственной безопасности ГУ МВД, что он не бил подростка в ОВД, а физическая сила к восьмикласснику, подозреваемому в грабеже, применялась только во время задержания. В итоге же Иванов признался в избиении подростка.
Однако самым значимым фактором эксперты называют общественный резонанс, вызванный делом.
Информация об убийстве подростка, задержанного за грабеж, прошла во всех СМИ, активно обсуждалась в блогах, соцсетях и на форумах, дело «взяли под контроль» руководители правоохранительных органов Петербурга, уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов.
«Во-первых, это пункт 4 статьи 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего), по ней обычно берут под стражу в 99% случаев, — сказал «Газете.Ru» адвокат Сергей Соломонов. — Во-вторых, дело получило громкий резонанс, оставить Иванова под подпиской о невыезде значило бы вызвать колоссальный скандал». «Сразу однозначно было понятно, что он окажется в СИЗО, — солидарен с Соломоновым бывший прокурор Олег Коломиец. — Признательные показания дал, статья тяжелая. Сейчас интересна судьба двух офицеров полиции, которые находились рядом с Ивановым при допросе подростка. Привлекут ли их к ответственности?» Пока комментариев следствия по этому поводу нет.
Во вторник появилась первая официальная информация о личности погибшего подростка. Она практически полностью совпадает с информацией, опубликованной в «Газете.Ru» в понедельник. Никита учился в 8-м классе 132-й коррекционной школы при Центре восстановительного лечения (ЦВЛ). Агрессивным поведением мальчик не отличался. Главный врач ЦВЛ сообщил, что у Никиты наблюдались проблемы в общении. В эту школу он был направлен по заявлению родителей. Специалисты аппарата детского омбудсмена Петербурга выяснили, что ранее Леонтьев ни в каких противоправных деяниях замечен не был. На учете в отделе по делам несовершеннолетних подросток не состоял и никогда не вызывался на районную комиссию.
«В поле зрения социальных служб семья не попадала и к неблагополучным не относилась, — сообщает официальный сайт детского омбудсмена Петербурга.— Мама с папой развелись около года назад. Никита остался с матерью, младшей сестрой, бабушкой и дедушкой. В этой квартире они жили уже давно. Соседи тоже не отмечают ничего плохого — ни проблем с алкоголем, ни каких-то конфликтов у этой семьи не было. Знакомые родителей утверждают, что Никита не употреблял наркотиков, занимался баскетболом».
Между тем во вторник утром по приказу главы ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области Михаила Суходольского в каждом районном УВД города зачитали приказ о том, как необходимо работать с несовершеннолетними в рамках закона, и провели инструктаж с рядовыми сотрудниками.
Чтение приказов перед строем полицейских в каждом районе снималась на камеру. Эти видеозаписи Суходольский, по его словам, будет отсматривать лично. Ранее Суходольский негодовал по поводу того, что из РУВД Невского района в главк пришел рапорт, в котором содержалась ложная информация, обеляющая сотрудников 75-го отдела и участкового Иванова с двумя его коллегами. В понедельник глава петербургских полицейских отстранил от работы до окончания служебной проверки начальника Невского УВД Валерия Белоцерковского и его заместителя.
В 75-м отделе полиции во вторник весь день работали сотрудники собственной безопасности ГУ МВД и прокуратуры. Они поднимали старые документы и выясняли, проводились ли среди сотрудников отдела инструктажи по работе с задержанными несовершеннолетними.
15-летнего ученика восьмого класса коррекционной общеобразовательной школы № 132 Петербурга Никиту Леонтьева полицейские задержали в минувшую субботу. Это произошло в 23.55 во дворе дома № 12 по улице Шотмана. Сотрудники полиции, выходя из участкового пункта, услышали крики женщины, которую сбил с ног, несколько раз ударил и ограбил, отобрав сумку, подросток. Догнав подозреваемого, полицейские увезли его вместе с потерпевшей в ОВД, где женщина написала заявление, а Леонтьева увели на допрос. Как первоначально сообщали представители петербургского управления МВД, подростку стало плохо через 10 минут после того, как его доставили в ОВД. «Думаю, дело в какой-то болезни, которая у него была», — объясняли представители полиции, добавляя, что силу к Леонтьеву применили только при задержании, скрутив руки за спиной, но не били.
Однако по итогам проведенной проверки следователи нашли в действиях сотрудников полиции состав преступления, а в понедельник был задержан участковый Иванов. «Под давлением собранных доказательств», заявили в пресс-службе СК, лейтенант полиции признался, что бил подростка черенком швабры и руками. На вопрос, почему он жестоко избил задержанного, Иванов ответил следователям, что «не знает». По данным источника «Газеты.Ru» в правоохранительных органах, участковый мог решить провести «допрос с пристрастием», надеясь раскрыть серию ограблений: на подведомственной ему территории в Невском районе в последнее время произошло несколько аналогичных преступлений. По показаниям потерпевших, их совершали подростки. Более того, сейчас следствие выясняет, были ли причастны к избиению двое коллег Иванова. По итогам предварительной проверки по факту смерти подростка было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) Уголовного кодекса. Обвинение Иванову пока не предъявлено.