В понедельник в верховном суде Республики Коми начался отбор присяжных по очередному уголовному делу, возбужденному в связи с поджогом в 2006 году торгового центра «Пассаж» в Ухте. На этот раз на скамье подсудимых оказались предполагаемые организаторы преступления, унесшего жизни 25 человек. Рассматривать их дело, как того и требовали подсудимые, будет коллегия присяжных. Братья-предприниматели Фарид и Асрет Махмудовы были задержаны практически сразу после того, как завершился суд над поджигателями «Пассажа» — 21-летним Антоном Коростелевым и 22-летним Алексеем Пуляниным. Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе верховного суда республики, когда дело Махмудовых начнут рассматривать по существу, до сих пор неясно. Из-за скандальности беспрецедентного для Коми дела найти непредвзятых присяжных будет очень сложно, объяснил представитель суда Алексей Голосов.
«Даже судья сказал, чтобы не меньше ста человек для начала отобрали, а то и больше. Нужно же 12 человек, да еще и запасных присяжных отобрать, так что, когда дело начнут слушать, не представляем», — сказал он.
Скандалы сопровождали «дело «Пассажа» с самого начала, причем замешаны в них оказались представители практически всех республиканских силовых структур.
Первый раз Пулянина и Коростелева начали судить непосредственно после пожара в торговом центре. Но участвовавший в расследовании и представлявший в суде гособвинение зампрокурора Ухты Григорий Чекалин неожиданно заявил, что юноши невиновны, дело сфальсифицировано при участии сотрудников ФСБ и МВД, а реальными организаторами поджога были члены одной из ОПГ республики. Пулянин и Коростелев, в свою очередь, на суде рассказывали, что признательные показания давали под давлением оперативников, и в итоге суд счел их невиновными. Однако прокуратура обжаловала оправдательный приговор, и в 2009 году молодые люди отправились отбывать пожизненное заключение в колонию особого режима № 56 в Свердловской области, а Фарида и Асрета Махмудовых задержали. Их брат Магомед Махмудов к тому моменту успел уехать из Ухты, и сейчас его дело выделено в отдельное производство, а сам он объявлен в федеральный розыск. Чекалин, к тому моменту уволившийся из прокуратуры и возглавивший юридическую фирму «Правеж», на волне популярности экс-милиционера Алексея Дымовского, прославившегося видеообращениями с критикой руководства, записал свое собственное.
Как писала ранее «Газета.Ru», Чекалин указывал на необъективность следствия. В частности, говорил он, следователи не придали никакого значения тому, что у семейства Геворкян, владевшего «Пассажем», недавно был конфликт с одной из криминальных группировок из Воркуты, ранее замеченной в серии поджогов имущества представителей малого бизнеса. Не изучали, по его словам, следователи и биографию одного из сотрудников магазина «Сотовик», располагавшегося в «Пассаже». У того, как выяснилось, была не одна судимость за поджоги и справка из психиатрической клиники, подтверждающая, что он пироман. С аналогичным заявлением на сайте Youtube впоследствии выступил и бывший оперативник Михаил Евсеев, также разбиравшийся в обстоятельствах поджога «Пассажа». Как объясняли экс-силовики, «назначить крайними» Махмудовых решили недобросовестные сотрудники МВД и ФСБ, которым приглянулся их бизнес: дагестанское семейство считалось лидером на местном рынке железобетона. Однако в итоге против Чекалина возбудили сначала уголовное дело о лжесвидетельстве, а затем – по факту мошенничества в его бытность директором «Правежа». Евсеев же стал фигурантом уголовного дела об избиении человека: чеченские следователи установили, что приезжавший в 2004 году в командировку в Грозный сотрудник МВД вломился в дом к мирному жителю и избил его, требуя выдать местонахождение сына-боевика. Сами обвиняемые называли свои уголовные дела сфабрикованными бывшими коллегами, которые пытаются отомстить им. В 2010 году оба бывших силовика отправились отбывать наказание в колонии общего режима – Чекалин на полтора года, а Евсеев на год и три месяца.
Параллельно в уголовном деле предполагаемых заказчиков поджога «Пассажа» появился еще один фигурант.
Им в 2010 году стал Валентин Гаджиев, которого в Ухте считали героем: в 2005 году он на своем джипе с помощью троса вырывал решетки на первом этаже объятого огнем торгового центра. Правда, почетной грамоты от властей он так и не дождался: официально пожарные говорили, что «им не очень понравилось», как непрофессионально Гаджиев вел себя во время пожара. Возмущение у местных жителей вызвало еще и то, что непризнанного героя сразу после пожара стали регулярно вызывать в милицию и требовать сознаться в поджоге. В августе 2010 года Гаджиев неожиданно сам пришел к следователям, заявил, что действительно имеет отношение к поджогу, и подтвердил причастность к нему братьев Махмудовых.
Согласно обвинительному заключению, чтению которого в понедельник было посвящено заседание в верховном суде, главной причиной поджога «Пассажа» стал конфликт Махмудовых и Геворкянов. По версии следователей, Махмудовы в своей предпринимательской деятельности не раз прибегали к не самым законным методам, а также являлись лидерами этнической ОПГ, а СМИ Коми и родственники погибших в пожаре и вовсе называли их не иначе как «теневыми хозяевами города». «Пассаж» заинтересовал Махмудовых, когда они решили расширять площадь собственного торгового центра. Геворкяны же никак не соглашались сносить свою недвижимость, и тогда, считают в Следственном комитете (СК), Махмудовы решили сжечь «Пассаж»: у владельцев, по их мнению, не нашлось бы денег на восстановление постройки, и они бы продали землю по дешевке. Для исполнения преступления было решено использовать Коростелева с Пуляниным. За несколько месяцев до пожара у них возник конфликт с одним из родственников Махмудовых. Они избили его в ночном клубе, после чего «авторитетное» семейство поставило их «на счетчик».
В итоге им предложили отработать долг, разлив среди бела дня в коридорах торгового центра горючую смесь, а потом поджечь ее.
Как говорят в СК, написавшему чистосердечное признание Гаджиеву в тот день была отведена роль наблюдателя: он должен был проследить, чтобы Коростелев и Пулянин выполнили все, как было задумано. Однако план поджога, в ходе которого никаких жертв не планировалось, провалился: огонь моментально охватил ветхое здание «Пассажа», а вовремя выбраться большинству посетителей так и не удалось. Именно поэтому, предполагают в СК, Гаджиев и кинулся спасать людей.
Что же касается заявлений Чекалина, то их в СК не раз называли ложными. Как говорили следователи, экс-прокурор был хорошо знаком с семейством Махмудовых и лишь поэтому решил заявить о несуществующих фальсификациях. Сам бывший прокурор, впрочем, не раз говорил, что его дружба с Махмудовыми никакого отношения к делу не имела – он лишь пытался доказать, что следователи пошли по ложному пути.