В воскресенье вечером в московский аэропорт Шереметьево прибыли первые российские туристы, оказавшиеся на круизном лайнере Costa Concordia во время кораблекрушения. Всего на судне было 108 пассажиров и три члена экипажа с российскими паспортами. Известно, что все трое членов команды пострадали во время крушения и были госпитализированы. О характере полученных ими травм не сообщается.
«Из Милана вылетела первая группа российских туристов в составе шести человек. Речь идет о двух семьях — Чернышевых и Сорокиных из Владимирской области. Генконсульство оказало им всю возможную помощь и поддержку», — цитирует РИА «Новости» генерального консула РФ в Милане Алексея Парамонова.
По данным посла РФ в Италии Алексея Мешкова, все туристы с затонувшего лайнера, желающие вернуться в Россию, будут отправлены домой до среды.
В выходные гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев сообщил в своем микроблоге Twitter, что авиакомпания бесплатно перевезет всех пассажиров злополучного судна. «Люди остались без документов, без денег и просто элементарных вещей», — добавил Савельев.
Дипломаты также говорят, что 90% спасенных россиян остались без документов. «Все консульские учреждения сейчас активно работают над этим вопросом», — говорят в посольстве.
Один из эвакуированных россиян, ведущий телеканала «Ваше общественное телевидение!» Сергей Алфимов, путешествовавший с женой и двумя маленькими детьми, рассказал, что некоторые пассажиры пытались тащить с собой чемоданы. «Но это безумие», — говорит журналист. Он сам был вынужден расстаться с фотоаппаратом, тремя объективами, двумя ноутбуками, iPad и ключами от машины, оставшейся на стоянке в аэропорту. Свой рассказ о кораблекрушении Алфимов по эсэмэс отправил своему коллеге Алексею Лушникову.
По словам пассажира лайнера, представитель компании-судовладельца Costa рассказал им, что судно по непонятным причинам отклонилось от курса и зацепило риф правым бортом.
Это произошло в 21.45 вечера в пятницу. «Капитан отдал приказ бросить якорь и лично пошел смотреть, что случилось. После этого он поднялся к пульту, сказал, что все плохо, — говорит Алфимов. — Затем судно зацепило другой риф и получило пробоину, крен пошел на левый борт. Это было примерно в 22.30. Затем судно стало неуправляемым, и его стало сносить». Россиянин говорит, что капитан, 52-летний Франко Скеттино, несмотря на слухи о его бегстве с корабля, фактически не допустил второго «Титаника», выведя лайнер на мелководье.
Алфимов вспоминает, что сначала паники не было, хотя люди старались побыстрее попасть на четвертую палубу, где находились спасательные шлюпки. Впрочем, было трудно не поддаться панике: на лайнере погас свет, палуба накренилась, по громкоговорителю передавали о неполадках в генераторе.
Пассажиры говорили, что персонал лайнера бросил пассажиров и спасался самостоятельно. «Би-би-си» показало видеозапись, на которой экипаж ходил по коридору, одевшись в спасательные жилеты, и при этом уверяя пассажиров, что все в порядке. «Обслуживающий персонал действительно расталкивал людей и убегал, но это не команда корабля, не моряки, — сказал Алфимов «Газете.Ru». — Члены команды, наоборот, помогали пассажирам эвакуироваться. Очень сильно мешало незнание языка. Моряки были в основном из Сингапура. Они кричали и по-английски, и по-итальянски, но понять их было тяжело».
«Мои друзья, работавшие на этом лайнере аниматорами, рассказали, что первыми в шлюпки действительно запрыгивали официанты, — рассказала «Газете.Ru» москвичка Анастасия Иорданова. — Аниматоры, надев спасательные жилеты, помогали пассажирам, пытающимся выбраться на палубы со шлюпками». Среди пострадавших оказалась ее знакомая — россиянка Ирина Назарова, также работавшая на судне аниматором. «У нее гематома на шее и перелом носа, она находится в больнице, но ее жизнь вне опасности», — добавила Иорданова.
Когда крен на правый борт усилился, прозвучал сигнал бедствия, вспоминает Алфимов.
«Многие были уже на четвертой палубе у шлюпок, и, несмотря на старания команды, сдерживающей натиск все прибывающей толпы, люди стали грузиться в шлюпки. Тут-то и стало тревожно», — говорит пассажир лайнера.
«Нас натиском толпы утрамбовали в шлюпку, она была переполнена! — продолжает журналист. — Команда начала пытаться ее спустить, но долго не получалось. Потом случилось следующее: крен был на правый борт уже градусов 20. Мы висели слева, и когда резко сорвали стопора, шлюпка, полетев вертикально вниз, ударилась о леера нижней палубы и завалилась градусов на 45 внутрь!
Естественно, все полетели друг на друга. Вот тут начался первый ужас — все пытались друг по другу вылезти.
Через борт перебраться уже не получалось, потому что он лежал внизу, а другой борт висел вверху, потому все полезли через люки на крыше шлюпки».
Вернувшись на борт, Алфимов и его семья были вынуждены ждать еще три часа до прибытия спасательной команды. «На берег нас отвезли на шлюпках — последними, уже с членами команды. На часах было 3.45 ночи», — говорит он. На острове они провели ночь в холодной церкви — вместе с ними там было еще множество эвакуированных людей. Утром на пароме переправили на материк, а оттуда в Рим, в отель. Россиянин жалуется на неторопливую работу консульства в первые сутки. По его словам, за иностранными туристами сразу же приехали и вывезли их, своих дипломатов россияне увидели только к вечеру субботы. В воскресенье туристов повезли в российское консульство, сфотографировали и выдали справку. «Выдали бумажку и строго наказали явиться в течение трех дней в УФМС по месту жительства и написать, что я потерял паспорт», — пояснил Алфимов, добавив, что за восстановление документа ему все равно придется заплатить. «Консульский сотрудник рассказывает, как им тяжело! Информацией с ними никто не делится, — продолжил он. — Даже сказал, что если бы российские граждане отмечались бы, куда и когда они едут, то им бы легче было бы нас спасать». Журналист и его семья смогут уехать только в среду, так как на это число будет ближайший рейс в Санкт-Петербург.
Согласно ценам на сайтах турфирм, недельный круиз на элитном лайнере Costa Concordia с 11 палубами стоит от 16 тысяч до 57 тысяч рублей.
Это судно высокого класса с 13 барами и кафе, четырьмя бассейнами, спа-зоной на двух палубах и 1500 пассажирскими каютами. В момент крушения на его борту находились 4200 человек.
Вечером 13 января, спустя три часа после отхода из порта, лайнер получил пробоину. Спустя час он приблизился к берегу острова Джильо, после чего началась эвакуация пассажиров силами береговой охраны. Поиски людей в помещениях уходящего под воду лайнера продолжались все выходные. В субботу в каюте полузатопленного судна были обнаружены живыми молодожены из Кореи, а в воскресенье спасатели нашли одного из членов экипажа. У него была сломана нога. По последним данным, во время кораблекрушения погибли шесть человек, около 70 человек пострадали.
Итальянские следователи продолжают выяснять обстоятельства произошедшего. Извлечены и отправлены на изучение «черные ящики» судна. Был задержан капитан судна Франко Скеттино и его старший помощник Чиро Амбросио. Их подозревают в непреднамеренном убийстве, а также в том, что они покинули судно до завершения эвакуации пассажиров. Впрочем, сам капитан, проработавший в компании Costa 11 лет, отрицает обвинения в его недобросовестном поведении. «Мы были последними, кто покинул судно», — заявил Скеттино журналистам «Би-би-си».