Во вторник Свердловский областной суд вынес обвинительный приговор по делу против экс-руководителя Свердловского отделения Пенсионного фонда Сергея Дубинкина. Процесс над Дубинкиным и его подельницей, бывшим председателем правления «ВЕФК-Урал» Ольгой Чечушковой длился почти восемь месяцев. Запутанная финансовая афера легла в основу уголовного дела, которое изложено на 136 томах.
Согласно решению суда, Дубинкин признан виновным по ст. 290 УК (получение взятки должностным лицом в крупном размере) и ст. 286 УК (превышение должностных полномочий).
За две взятки и одно превышение должностных полномочий (в общей сложности три преступных эпизода) он проведет в колонии строгого режима 10 лет. Также Дубинкин должен выплатить государству штраф в 1 млн рублей и возместить государству сумму полученных взяток – 23 млн рублей.
Чечушкова приговорена к штрафу в 800 тыс. рублей за злоупотребление должностными полномочиями.
Суть финансовой махинации сводилась к следующему: Дубинкин получал от банкира регулярную мзду за размещение денежных средств в этом финансовом учреждении. Ольга Чечушкова спокойно рассказывает об этих фактах журналистам. «20 тысяч долларов я ежемесячно передавала Дубинкину. Позже эта сумма выросла до 30 тысяч. Эти деньги я передавала по распоряжению своего руководства», — рассказала Чечушкова «Газете.Ru».
В общей сложности руководитель Свердловского отделения ПФР получил в виде таких взяток – около $360 тыс.. Заинтересованный в этих выплатах Дубинкин делал все, чтобы продолжать размещать пенсионные средства на счетах банка «ВЕФК». Федеральное руководство неоднократно требовало у Дубинкина переоформить средства ПФР в других банках, но чиновник отказывался это делать, ссылаясь на то, что перевод средств приведет к срыву графиков выплат пенсий.
Историей заинтересовались следователи только после банкротства ЗАО «Банк ВЕФК» в 2009 году. Экс-председателя ОПФР обвинили в том, что в период с 2005-го по 2006 год он получал от руководителей банка «ВЕФК-Урал» ежемесячные взятки. По мнению следствия, треть этой суммы Дубинкин перевел на свой личный счет в одном из кипрских банков. Дубинкин также подозревался в том, что получил взятку в размере $50 тыс. от уральского рейдера Павла Федулева. Как указывало следствие, эти деньги были выплачены за содействие в проведении зачета по погашению задолженности одного из заводов Первоуральска по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.
Что касается экс-председателя правления банка «ВЕФК-Урал» Ольги Чечушковой, то следователи заявляли, что она не только давала взятки, но и использовала «пенсионные деньги» для выдачи льготных кредитов восьми «близких к банку» частных фирм из Санкт-Петербурга. Кроме того, ее обвинили в незаконном использовании полномочий для размещения в банке личных средств на привилегированных условиях и с выплатой повышенных процентов, а также для совершения сделок по купле-продаже иностранной валюты по специально установленному выгодному курсу (от этого кредитная организация понесла ущерб на сумму более чем в 21 млн рублей).
В конце ноября 2011 года, когда Дубинкин должен был выступить в суде с последним словом, в деле произошел новый поворот. Обвинение представило новые доказательства преступной деятельности высокопоставленного чиновника. Речь шла о банковском счете на Кипре, где, по мнению обвинения, размещались денежные средства от взяток чиновника. По словам старшего прокурора Дмитрия Соколова, на кипрскую банковскую карту Дубинкина в период с 2007 года по 2009-й ежемесячно перечислялось от $20 до 30 тысяч. Причем размещались деньги через аффилированные структуры от представителей экс-главы банка ВЕФК Александра Гительсона. Новую информацию обвинитель Соколов потребовал включить в состав доказательств по уголовному делу против Дубинкина. Судья принял ходатайство обвинения о включении новых документов в состав рассматриваемого уголовного дела, но в итоге этот эпизод, как и взятку от Федулева, суд доказанным не признал.
Прокуратура требовала приговорить Дубинкина к 13 годам колонии строгого режима, для Чучушковой представители гособвинения попросили три года условного срока и штраф в 300 тыс. рублей.
Сергей Дубинкин до последнего отказывался признать себя виновным. «Я полностью не признаю себя виновным в совершении преступлений, в которых меня обвиняют. Я никогда не брал взяток. Ольга Чечушкова оговаривает меня», — заявил Дубинкин в своем последнем слове.
Приговор судья зачитывал почти четыре часа. Дубинкин откровенно скучал. Иногда даже казалось, что засыпал. Обвиняемый оживился только в момент оглашения результативной части приговора. «Путем частичного сложения окончательно назначить Дубинкину наказание в виде лишения свободы на срок 10 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Со штрафом в размере один миллион рублей», — зачитал судья Вячеслав Малашковец. «Обвиняемая вела нецелесообразную и неразумную политику, проводя сомнительные конверсионные операции с валютой вкупе с пагубными кредитными сделками, что, в конечном счете, привело к банкротству банка», — зачитал судья Малашковец приговор уже в отношении Чечушковой. Банкир, с учетом уже проведенных в СИЗО восьми месяцев, отделалась штрафом в размере 800 тысяч рублей.
«У меня сильно подорвано здоровье. Поэтому сейчас я буду просто лечиться и пытаться вернуться к нормальной спокойно жизни», — заявила журналистам Ольга Чечушкова, выходя из здания суда.