Генпрокуратура Казахстана, на западе которого в пятницу произошли массовые беспорядки, отчиталась о количестве погибших. Как передает ИТАР-ТАСС, в городе Жанаозен Мангистауской области республики, ставшем очагом погромов, были убиты в общей сложности 15 человек. Как утверждают в надзорном ведомстве, часть из них погибла во время стычки с полицией на железнодорожной станции Шетпе. По словам прокуроров, эти люди выступали в поддержку бастующих нефтяников, чья манифестация на главной площади города в пятницу переросла в стычки с полицией. Придя на вокзал, они блокировали движение пассажирских и товарных поездов.
«Учитывая, что действия хулиганов реально угрожали жизни и здоровью мирных граждан, полицейские были вынуждены применить табельное оружие», — объясняют в Генпрокуратуре Казахстана действия сотрудников МВД, открывших огонь на поражение.
По словам сотрудников ведомства, ранения получили 12 человек, а жертвой столкновения с полицейскими стал один человек.
Больше всего жертв в Жанаозене было в пятницу, когда, как утверждают казахстанские власти, группа бастующих нефтяников устроила беспорядки: тогда погибло в общей сложности 14 человек. Правда, ранее правозащитники сообщали «Газете.Ru», что жертв может быть гораздо больше, чем раскрывают официальные власти. В частности, предполагалось, что счет убитым может идти на десятки. Правда, проверить эту информацию до сих пор невозможно: в Жанаозене до 5 января объявлен комендантский час, пускают туда, как рассказал правозащитник Александр Муха, только по спецпропускам, а мобильная связь и интернет в городе отсутствуют. Якобы за нарушение комендантского часа в выходные были задержаны, а затем отпущены корреспонденты «Ленты.Ru», «Коммерсанта» и «Известий». «К сожалению, я не могу вот так просто приехать из Актау туда, так как меня банально не пускают туда и не дают какой-либо аккредитации, так что информация по-прежнему поступает крайне противоречивая и странная», — говорит Муха.
Причины, по которым выступления недовольных зарплатами нефтяников переросли в кровавые стычки с полицией, действительно остаются неясными.
Дело в том, что недовольство среди работников нефтедобывающих предприятий, сосредоточенных в основном именно в Мангистауской области республики, начало зреть очень давно. С начала этого года рабочие требуют прибавки к зарплатам, но договориться с руководством никак не могут. Переговоры руководства компаний и профсоюза завершились подписанием документов, в которых нефтяники якобы отказывались от своих требований. Еще одним поводом для недовольства нефтяников стало преследование юриста профсоюза Натальи Соколовой, которая была осуждена на 6 лет, как утверждали в правоохранительных органах, за организацию несанкционированных митингов. Забастовка началась 17 мая 2011 года. В июне количество бастующих достигало 18 тысяч человек, утверждают в профсоюзах, добавляя, что теперь люди потребовали вернуть нефтедобывающие предприятия под контроль государства.
Нефтяники не прекращали мирную забастовку на площади Жанаозена с весны этого года. Как говорят очевидцы, все это время к ним иногда приходили сочувствующие — оказать поддержку, а родственники носили еду. Почему рабочие внезапно решили перейти к активным действиям именно 16 декабря, когда на площади началось празднование Дня независимости Казахстана, непонятно. В поддерживающих нефтяников профсоюзных организациях настаивают, что беспорядки спровоцировали сами власти. Впрочем, в МВД Казахстана официально говорят, что зачинщиками стали «ранее уволенные нефтяники, которые были одеты в сине-красные куртки и штаны – униформу компании «Казмунайгаз». На кадрах, которые в пятницу распространяли казахстанские телеканалы, действительно было видно, как люди в такой одежде забираются на праздничную сцену и сбрасывают с нее аппаратуру, тем не менее не очень похоже, что они готовы на более решительные действия.
Как рассказывает правозащитник Муха, в пятницу стало известно, что массовые беспорядки вспыхнули в тот момент, когда в толпу кто-то бросил взрывпакет.
Теперь, говорит он, удалось выяснить, что помимо нефтяников на площадь стали подходить неизвестные агрессивно настроенные молодые люди. «Да, были какие-то другие люди, которых надо еще опознать. Мы сейчас пытаемся выяснить, что это были за люди, которые, как нам сообщают, и могли спровоцировать массовые беспорядки», — говорит правозащитник.