В Лондонском районе Хай Барнет в коронерском суде, который расследует дела о насильственной смерти, состоялись предварительные слушания по делу о гибели жителя Лондона Марка Даггана, повлекшей за собой четыре месяца назад массовые беспорядки в Великобритании.
Дагган погиб 4 августа 2011 года в северном районе Лондона Тоттенхэм во время перестрелки с полицейскими.
В результате расследования было установлено, что стрельба началась после того, как полицейский патруль остановил для обыска частное такси, в котором в качестве пассажира ехал отец четырех детей Марк Дагган. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, лондонец умер от одного выстрела в грудь. В перестрелке также пострадал полицейский. В его рации была найдена пуля из полицейского оружия. После проведения баллистической экспертизы Скотланд Ярд принес извинения семье Марка Даггана «в связи с постигшим семью горем». Представитель Независимой комиссии по жалобам на полицию (IPCC), которая проводила расследование по делу о гибели Даггана, заявлял, что на следствие уйдет около полугода.
В биографическом очерке, составленном газетой The Guardian, близкие погибшего характеризуют его как «примерного семьянина» и «любящего отца». Хотя в СМИ приводились свидетельства его причастности к организованной преступности, обороту оружия и наркотиков.
6 августа, когда новость о гибели 29-летнего Даггана распространилась по району Тоттенхэм, жителем которого он был, начались молодежные демонстрации. Первым стал мирный протест 120 человек, требовавших «справедливости». Но вскоре молодежные выступления стали гораздо более масштабными, переросли в массовые беспорядки и охватили другие районы Лондона, а 7 августа стремительно распространились и на другие города Великобритании.
Десятки тысяч молодых британцев грабили магазины, поджигали машины, участвовали в стычках с полицией по всей стране.
Первое судебное заседание по делу о гибели Даггана состоялось как раз в разгар погромов. За это дело взялся «радикальный адвокат» Майкл Мансфилд, который защищал участников террористической группировки IRA, выступал представителем интересов семей погибших в деле о «кровавом воскресенье» (в январе 1972 года британские вооруженные силы расстреляли мирных демонстрантов) и был адвокатом Мохаммеда аль-Файеда в деле о смерти принцессы Дианы.
В понедельник, во время предварительного заседания суда, Независимая комиссия по жалобам на полицию (IPCC) получила статус заинтересованной стороны в расследовании убийства Даггана, сообщает «Би-би-си». Колин Спэрроу, главный следователь комиссии, заявил, что на оружии, найденном на месте гибели Даггана и не принадлежащем полицейским, не обнаружены отпечатки пальцев, частицы ДНК или кровь убитого.
Спэрроу был вынужден признать, что допустил ошибку, утверждая ранее, что Дагган первым открыл огонь.
Во время заседания адвокат Майкл Мансфилд, представляющий интересы семьи Даггана, задал следователю Спэрроу несколько вопросов. В том числе он спросил, почему комиссия не вручила семье погибшего отчет патологоанатома о вскрытии трупа. Спэрроу ответил, что отчет содержал только причину смерти, о чем он сообщил семье Даггана в устной форме. Кроме этого Мансфилд выступил с критикой того факта, что родственникам жертвы перестрелки не рассказали о траектории пули, ставшей смертельной для Даггана. Эта информация могла пролить свет на местоположение жертвы и убийц, считает защитник.
Также, сообщает Press Association, во время заседания адвокат семьи Дагган объявил, что близкие Марка просили провести обследование трупа независимым патологоанатомом, но им не позволили этого сделать.
По результатам заседания должна быть назначена дата рассмотрения дела по существу.
Погромы, продолжавшиеся неделю после гибели Даггана, также привели к жертвам: пять человек погибли, около трехсот были ранены. Были задержаны более двух тысяч человек. По словам экспертов и историков, поводом для погромов были стычки между представителями этнических общин и полицией. По информации The Guardian, исследование Комиссии по равенству и правам человека за 2010 год показывает, что на каждую тысячу представителей афро-карибской общины приходится 195 задержанных, 78 на тысячу среди азиатской общины и всего лишь 49 на тысячу белых. Как бы то ни было, министр юстиции Великобритании Кеннет Кларк в своем сентябрьском заявлении связал беспорядки с недостаточно эффективной работой исправительной системы.