Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело по факту убийства в США в 2005 году российского мальчика Ильи Каргинцева, усыновленного американскими родителями. Об этом сообщила во вторник пресс-служба СК.
«По версии следствия, в период с июля по август 2005 года в штате Айова Соединенных Штатов Америки малолетнему гражданину России Илье Каргинцеву, получившему после процедуры усыновления имя Исаака Джонатана Дикстры, умышленно были причинены телесные повреждения в виде черепно-мозговой травмы и отека головного мозга, повлекшие смерть ребенка», – говорится в сообщении на сайте. «По предварительной информации, мальчик погиб спустя всего три месяца после усыновления», — уточняет СК.
В ноябре этого года суд округа Джонсон штата Айова оправдал 35-летнего Брайана Дикстру, обвиненного в умышленном убийстве полуторагодовалого приемного сына из России.
О расследовании до недавнего времени американские власти ничего не сообщали ни российским дипломатам, ни Министерству образования и науки, которое курирует иностранное усыновление.
Илья Каргинцев был усыновлен Брайаном и Лизой Дикстра из специализированного дома ребенка в городе Сосновоборск Красноярского края в мае 2005 года, в США он получил имя Исаак Джонатан Дикстра, но через три месяца, 14 августа того же года, погиб. История гибели мальчика не привлекла особого внимания американской прессы. О ходе процесса рассказывали только газеты штата, в частности, сайт Eastern Iowa News Now.
По данным издания, 13 августа 2005 года Исаак Дикстра был доставлен в больницу с травмами головы. Как пояснил позднее присяжным приемный отец мальчика, за три дня до этого ребенок упал с лестницы и ударился головой (как именно произошло падение, Дикстра-старший объяснить не смог, так как не видел – «был на кухне, мыл посуду»), но во время падения мальчик получил только синяк на щеке и шишку на голове. Шишка, впрочем, со временем стала проходить, так что супруги лишний раз не волновались за ребенка, хотя и замечали некоторые изменения в его поведении.
Только 13-го августа приемный отец мальчика не на шутку испугался. Тем утром Лиза Дикстра уехала по делам, Исаак проснулся как обычно, но долго зевал, потом разместился в коридоре, уставившись в телевизор.
«Как правило, он все время играл, но тут просто сидел и все, — рассказал присяжным Брайан Дикстра. – Для него это было ненормальным».
Наконец Дикстра понял, что Исаак дышит с трудом, но когда он попытался осмотреть мальчика, тот оттолкнул его. Тогда приемный отец вызвал службу спасения 911. Ребенок был доставлен в больницу с гематомой и отеком головного мозга. Медикам не удалось спасти его, на следующий день полуторагодовалый мальчик скончался.
Смерть Исаака Дикстры показалась следователям подозрительной, но собрать достаточные доказательства для предъявления Брайану Дикстре обвинений в умышленном убийстве второй степени они смогли только через три года. Подозреваемый был арестован в августе 2008 года и тут же освобожден под залог в $15 тысяч.
Теперь уже бывшая жена Брайана Дикстры Лиза (пара рассталась в августе этого года) на суде рассказала, что дважды ездила с мужем в Россию посмотреть на Илью Каргинцева. Она не была уверена в выборе ребенка, так как подозревала, что биологическая мать малыша – ВИЧ-инфицированная. «После первой встречи я посмотрела на Брайана и сказала: «Я все же немного нервничаю», — рассказала она, — но Брайан посмотрел на меня и ответил: «Это мой сын». По ее словам, последовавшие за усыновлением мальчика дни были «лучшими днями в ее жизни». Брайан Дикстра оказался, по мнению его бывшей жены, «любящим и нежным отцом, который гордился своим сыном».
На суде прокуратуре не удалось доказать обратного. Обвинение строилось, прежде всего, на том, что полученные травмы ребенка не могли быть результатом простого падения с лестницы. Однако эксперты-медики, вызванные в суд защитой, поставили доказательства следствия под сомнение.
В итоге судебного процесса, продлившегося две недели, жюри присяжных после 8-часового обсуждения вынесло оправдательный вердикт. А спустя месяц уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, встречаясь с президентом Дмитрием Медведевым, рассказал об этой истории. Тогда же он заявил, что «в рамках доследственной проверки Главным следственным управлением будут устанавливаться обстоятельства смерти ребенка».
«Должны преследоваться те, кто совершает преступления против наших детей за рубежом, — предложил Астахов. – Даже если правосудие в другой стране не способно наказать этих людей. Нам известно о 19 только установленных фактах гибели российских детей в американских семьях. В половине случаев люди, которые привлекались к ответственности, были либо оправданы, либо получили условное наказание. Это недопустимая мягкость».
«В случае оправдательного приговора за рубежом нет юридических препятствий к тому, чтобы лицо, совершившее преступление против интересов Российской Федерации или российского гражданина, было привлечено к уголовной ответственности в нашей стране», — пояснил во вторник Следственный комитет РФ, возбудив дело по факту гибели Ильи Каргинцева.