Поскольку эксперимент по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» близится к концу, заседание общественного совета при Минобрнауки в понедельник было целиком посвящено его итогам. Члены совета и представители Минобрнауки попытались обобщить полученный опыт и внести необходимые корректировки на следующий год. Буквально за полчаса до начала заседания министр во время онлайн-интервью «Газете.Ru» заявил, курс расширится до общероссийских масштабов со следующего учебного года. «У нас этот эксперимент по поручению президента должен был длиться три года. Он кончается в середине следующего года. Мы наработали большую базу, идет работа с учителями, и, в принципе, я думаю, что этот предмет может вводиться практически во всех регионах России со следующего года», — отметил он.
Эксперимент по введению школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» начался в последней четверти 2009—2010 учебного года в 19 российских регионах, впоследствии к ним присоединились республика Марий Эл и Ярославская область. Из шести модулей — «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» — ученики четверых и пятых классов могли выбрать тот, который им ближе всего. По статистике Минобрнауки, всего по курсу обучались 242 902 четвероклассника в 9980 школах (что составляет 95% учащихся 4-х классов в указанных регионах). По последним уточненным данным процентное соотношение при выборе модулей распределились в пользу самого нейтрального и наименее «религиозного»: «Основы светской этики» выбрали 42% родителей. На втором месте по предпочтениям «Основы православной культуры» (30%), затем «Основы мировых религиозных культур» (18%), «Основы исламской культуры» (9%), «Основы буддийской культуры» (1%) и менее 1% «Основы иудейской культуры».
На заседании в понедельник представители Минобрнауки обобщили положительные и отрицательные стороны эксперимента. К явным плюсам они отнесли «формирование этического самосознания и содействие улучшению взаимоотношений детей и родителей». Среди основных проблем назвали невозможность полноценного выбора модуля учащимися малокомплектных школ, слишком сложные для учеников начальной школы и ненаглядные учебные пособия, а также нехватку компетентных учителей.
Согласно докладу, учителя начальных классов часто не владеют в достаточной степени содержанием предмета, учителя средней школы их заменить не могут: «не в полной мере владеют методикой работы с учениками начальной школы».
Также к явным недочетам эксперимента были причислены случаи отказа родителей от участия в эксперименте. По данным Минобрнауки, в Ярославской области от изучения предмета отказались 2% родителей, в Томской области — 28 родителей, в Чувашской республике — 15, 1 семья в Удмуртской республике, 40 семей в Курганской области, 13 в Свердловской области. Ранее в ходе онлайн-интервью Андрей Фурсенко заявил, что даже школа вправе отказаться от преподавания ОРКСЭ.
«У нас есть целый ряд школ, которые решили, что они не будут давать этот предмет. Они его не преподают», — заявил министр.
Комментируя право родителей на отказ от изучения курса в принципе, руководитель фонда «Право ребенка» Борис Альтшулер напомнил, что в настоящее время этот предмет не включен в число аттестационных предметов и оценки по нему не ставятся. «Это воспитательно-просветительский предмет. Я специально спрашивал специалистов: а что будет, если ребенок будет пропускать это предмет? Мне сказали, что проблем при переводе в следующий класс не возникнет. Если уж дали выбор родителям, надо дать возможность и отказаться от этого выбора совсем», — пояснил он.
Однако в материалах, подготовленных Минобрнауки к заседанию совета, говорится, что многие преподаватели выступают против безотметочного обучения основам религии и светской этики. Учеба без оценок не мотивирует младших школьников, объясняют они.
«Введение отметок выровняло бы статусное положение ОРКСЭ в общем ряду школьных предметов», — говорится в материалах Минобрнауки. Каких-то конкретных предложений по поводу введения оценок пока что не звучало. «Есть такое понятие, как «обязательный предмет», и если они введут его учебный план, то школа ничего не сможет сделать», — прокомментировал это предложение в беседе с «Газетой.Ru» директор московского центра образования № 975 Александр Пименов.
В целом же по итогам доклада ситуация вырисовывалась радостная и позитивная: курс востребован учителями и родителями, педагоги применяют новые интерактивные методики, ученики заинтересованы.
Однако еще в прошлом году при содействии Общественной палаты было проведено социологическое исследование среди родителей, чьи дети уже изучают тот или иной модуль курса религии и светской этики, которое выявило ряд серьезных проблем. По данным опроса, каждый пятый родитель (21%) сказал, что ему не была предоставлена возможность выбрать тот или иной модуль. По словам родителей из ряда регионов, за них выбирали либо чиновники, либо директоры школ. Школы пытались минимизировать число модулей из-за того, что не хватало учителей. Часто родители сообщали, что делали свой выбор не индивидуально, а коллективно — на родительских собраниях путем голосования. И в дальнейшем все дети изучали тот модуль, за который проголосовало большинство.
В том числе и для решения этой проблемы на заседании Общественного совета вновь прозвучало предложение объединить все шесть модулей курса и не делить их на православие, ислам, буддизм и иудаизм.
Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, участвовавший в заседании, предложил универсальный вариант: ввести в каждый из существующих модулей часы по изучению особенностей всех религиозных культур, преподающихся в рамках курса. «Родители выбирают только про себя, и этот курс мог бы стать первым базисом, где светское государство давало бы возможность узнать не только про свою семью, но и про своего соседа по парте», — аргументировал свое предложение Венедиктов. На этот раз его поддержали все, в том числе и министр. Как выяснилось, такому предложению предшествовала серьезная подготовка. «Венедиктов сказал, что ради того, чтобы исправить этот перекос, он встречался с Владимиром Путиным и с Сергеем Нарышкиным и это встретило поддержку», — рассказал «Газете.Ru» Борис Альтшулер, также являющийся членом общественного совета при Минобрнауки.
Альтшулер вместе с директором Института всеобщей истории Российской академии наук Александром Чубарьяном и ведущей программы «В круге света» радиостанции «Эхо Москвы» Светланой Сорокиной, как и многие другие члены совета, в целом поддерживают инициативу Венедиктова, но считают, что курс вообще не нужно дробить на отдельные модули. «Есть огромная проблема в сельских школах, на долю которых в нашей стране приходится 60% образовательных заведений. Там разбить курс на модули просто невозможно. Все это осознают, но говорят, что это задача дирекции — надо как-то решать. При этом все-таки остановились на том, что все равно радикально не надо менять, иначе у родителей пропадет право выбора, сейчас этот выбор есть», — сказал «Газете.Ru» Альтшулер.
Еще одно предложение, поддержанное участниками заседания, сделала член общественного совета, директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес. Она отметила, что «авторитет учителя начальных классов очень высок, поэтому было бы целесообразнее проводить курс в 4-м классе», не разрывая преподавание летними каникулами, как это делается сейчас. Эту инициативу поддержали и члены совета и представители министерства.
По словам представителей Минобрнауки, сейчас в регионах уже проходят итоговые совещания, посвященные введению курса.
Но, по данным экспертов, присутствовавших на заседании, ситуация с готовностью регионов пока весьма неоднозначная: 34 из 62 субъектов федерации еще не сообщили, как будут преподавать основы религии и светской этики. Среди неподготовленных регионов оказалась и Москва.
Руководство московских школ пока никто не оповещал о том, что на следующий год им нужно будет вводить основы религии. «Кто будет вести — непонятно. Ведь если вводить курс с сентября, то уже сейчас надо готовить людей, а нам никто ничего не говорил. Идея сама по себе неплохая, во многих европейских странах, к примеру, в Финляндии и Германии это обязательный предмет. Другой вопрос, что если примут его как обязательный на следующий год, то подготовка будет проведена впопыхах», — считает директор столичного центра образования № 975 Пименов.