Во вторник представители посольства России в Таджикистане встретились с двумя русскими летчиками, которым грозит 13 лет тюрьмы за якобы незаконное пересечение границы республики и контрабанду запчастей от самолетов.
Обвинение предъявлено гражданину России Владимиру Садовничему и гражданину Эстонии Александру Руденко, пилотам российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd, которая, по словам адвоката, базируется в Москве, но зарегистрирована на Виргинских островах.
Обоим пилотам по 53 года. «Они перевозили на двух самолетах Ан-72 по контракту в Афганистан гуманитарные грузы — продукты и одежду из Грузии и стран атлантического блока, — рассказал «Газете.Ru» адвокат летчиков Гулом Бобоев. — Вещи предназначались военным и гражданскому населению. Никакого оружия и боеприпасов они не возили». В марте этого года, когда закончился контракт, пилоты собрали свои пожитки, среди которых был полуразобранный запасной двигатель самолета, получили разрешение на пролет над территорией Таджикистана и покинули аэропорт Кабула. Однако, когда летчики вошли в воздушное пространство Таджикистана, авиадиспетчеры заявили, что у них нет разрешения на пересечение границы.
Вернуться в Кабул пилоты не могли — из-за военного режима разрешения на посадку выдавались с большими задержками, а топлива для ожидания у них не было.
Тогда летчики запросили экстренную посадку в ближайшем аэропорту в городе Курган-Тюбе. Их уже ждали таможенники, которые проверили самолеты и не нашли запрещенного груза. Однако потом в аэропорт прибыли сотрудники комитета национальной безопасности Таджикистана, которые обвинили летчиков в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов — «путем обмана запросили экстренную посадку», а также в контрабанде. «Контрабандой был объявлен двигатель, но это ведь имущество авиакомпании, он не может считаться контрабандой. Впрочем, в законах есть некий парадокс, который позволяет предположить подобное», — добавил Бобоев.
Суд над Садовничим и Руденко с участием присяжных начался 12 октября. При этом летчиков беспокоило отсутствие внимания со стороны посольств — как российского, так и эстонского. Только 28 октября с ними встретился консул Эстонии, работающий при посольстве Германии в Душанбе.
А во вторник летчики переговорили с российскими дипломатами, впервые за 8 месяцев своего содержания в изоляторе.
«Представитель посольства был только на самом первом заседании судебного процесса над летчиками. Он просто присутствовал, но ни с кем не общался, — рассказал «Газете.Ru» журналист таджикского информагентства «Азия-плюс» Сайрахмон Назриев, побывавший на всех заседаниях. — Когда суд начался, я первый стал писать о том, что российское посольство ничего не делает для соотечественника. А во вторник, на последнем заседании, Садовничий сам заявил, что из семи с половиной месяцев, которые он сидит в изоляторе, к нему никто из посольства не заходил». Гендиректор авиакомпании Сергей Полуянов, в свою очередь, обвинял посольство в нежелании принять его. «Гендиректор говорил мне, что он в течение трех дней пытался вместе с супругой попасть на прием в посольство России в Душанбе, но его так и не приняли, посоветовав положить заявление в почтовый ящик», — сообщил адвокат Бобоев.
Поднятая в прессе шумиха вынудила МИД России оправдываться.
Глава МИД России Сергей Лавров заявил в понедельник, что еще весной, когда были задержаны пилоты, российские дипломаты направили запрос в Государственный комитет национальной безопасности и МИД Таджикистана. Был ли ответ, министр не пояснил. Также Лавров отметил, что дипломаты все-таки встретились с гендиректором авиакомпании, однако тот «не предоставил документы, подтверждающие место регистрации самолета, сертификации летной годности и оператора». «К сожалению, пока не удается сдвинуть это дело с мертвой точки и перевести его в плоскость взаимоприемлемой договоренности, — заявил министр. — Эта информация, которую компания не предоставила, важна для того, чтобы отвести обвинения, если они не обоснованы, в контрабанде и нарушении ряда других законов Таджикистана, включая незаконное пересечение государственной границы и т. д. Я бы посоветовал адвокатам, если они заботятся не о собственном пиаре и переваливании вины с больной головы на здоровую, заняться прояснением вопроса с документами».
Адвокат подсудимых с удивлением встретил это заявление.
«Все документы у авиакомпании есть, все они в порядке», — сказал Бобоев.
Тем не менее он добавил, что в настоящий момент претензий к российскому посольству у него нет. «Во вторник мы встретились с советником посольства России по политическим вопросам. Он заверил нас, что помощь будет оказываться, пока моральная. А в пятницу, 4 ноября, дипломаты намерены присутствовать на заседании суда, и к тому моменту все вопросы будут решены», — туманно заявил адвокат.
Положение летчиков незавидное. В течение процесса казалось, будто правда на стороне пилотов. «На суде выступили сотрудники таможни, которые подтвердили, что на борту двух самолетов не было запрещенных грузов, а представитель авиакомпании передал суду документ, подтверждающий разрешение на пролет над территорией Таджикистана», — сказал Бобоев. Однако на предпоследнем заседании гособвинение попросило для пилотов 13 лет заключения.
Адвокат не теряет оптимизма: «У вас в России тоже так бывает — обвинение просит большой срок, а потом подсудимых оправдывают. Думаю, все будет в порядке». На следующем заседании 4 ноября ожидается выступление подсудимых с последним словом, после которого присяжные удалятся для вынесения вердикта.