В понедельник межведомственная комиссия в Центре подготовки космонавтов утвердила состав основного и дублирующего экипажей космического корабля «Союз ТМА-22». В основной экипаж вошли российские космонавты Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин и астронавт NASA Дэниел Бербэнк. Их дублерами стали россияне Геннадий Падалка и Сергей Ревин, а также американец Джозеф Акаба.
«Союз ТМА-22» стартует к Международной космической станции 14 ноября.
Изначально запуск должен был состояться еще в конце сентября, но был перенесен из-за аварии с ракетой-носителем «Союз». 24 августа из-за технических проблем с двигателем третьей ступени ракета не смогла вывести на орбиту грузовик «Прогресс». «Из-за аварии грузового корабля «Прогресс» потребовалось дополнительное время для принятия решения о запуске (пилотируемого корабля «Союз-ТМА-22»)», — напомнил в понедельник на пресс-конференции в Звездном городке начальник Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев.
Задержка со стартом привела к тому, что вместо полугода экипаж «Союза» пробудет на станции 124 дня. На неделю пришлось задержать и пребывание на МКС предыдущей экспедиции. До пяти дней сократилось время на пересменку экипажей, когда вновь прибывшие космонавты должны принять станцию у предшественников. По словам Крикалева, пришлось скорректировать программу подготовки нового экипажа, все члены которого практически ежедневно участвуют в сеансах прямой связи с космонавтами и астронавтами на МКС.
Перенесен и намечавшийся ранее на ноябрь старт корабля «Союз ТМА-03М». Теперь он состоится в декабре. Поэтому только в декабре на МКС вновь будет работать экипаж из шести человек. «План восстановить шесть человек – вторая половина декабря», — цитирует Крикалева «Интерфакс».
Экипаж «Союза ТМА-22» не беспокоится по поводу предстоящего запуска, несмотря на то что это будет первый пилотируемый старт после аварии с «Прогрессом».
Бербэнк, например, отметил, что такие неудачи показывают, «что космические полеты – не такая простая штука». Он напомнил, что после таких аварий, как с шаттлом Challenger (потерпел катастрофу при десятом запуске), обычно специалисты делают все, чтобы повысить надежность космической техники. «Корабли становятся более надежными и отработанными. Думаю, то же самое будет с «Союзом». Ракета «Союз» будет более надежной из-за того, что произошло такое происшествие», — сказал американский астронавт.
Тем более что уже 30 октября надежность ракеты должен подтвердить грузовой «Прогресс М-13М». Он, помимо обычных грузов, доставит на орбиту научный спутник «Чибис». Масса этого микроспутника примерно 40 кг, масса научной аппаратуры около 12 кг. Он предназначен для исследования грозовых явлений. В состав аппаратуры спутника входят рентгеновский гамма-детектор, ультрафиолетовый детектор, радиочастотный анализатор, цифровая фотокамера оптического диапазона, а также комплект плазменно-волновых приборов.
«После того как корабль («Прогресс», выполнивший свою основную программу — «Газета.Ru») отстыкуют от станции, он наберет еще 100 км, и на (высоте) 500 км будет в автоматическом режиме «отстрелен» спутник», — рассказал командир корабля «Союз-ТМА-22» Шкаплеров. Он пояснил, что экипажу предстоит установить вместо стыковочного узла на «Прогрессе» контейнер со спутником. «Наша задача – аккуратно и очень точно поставить контейнер на место», — сказал космонавт. А уже после того, как «Прогресс» поможет запустить научный спутник на орбиту, он войдет в плотные слои атмосферы и сгорит.
На одном из будущих «Прогрессов» на МКС прибудут и угощения, которыми космонавты смогут отметить будущий юбилей МКС. Как пояснил Шкаплеров, во время работы экспедиции на МКС станция совершит 75-тысячный виток вокруг Земли и космонавты планируют отметить это событие. «Думаю, у нас будет возможность в этот день собраться всем вместе», — сказал командир корабля, предположив, что космонавты посмотрят какой-нибудь фильм и пообщаются через ЦУП с теми, кто строил станцию или работал на ней ранее.