Московский метрополитен планирует закрыть участок Замоскворецкой линии на несколько дней в ноябре для проведения работ по улучшению акустики Большого театра. Как сообщила РИА «Новости» во вторник начальник пресс-службы столичной подземки Светлана Царева, на участке между станциями метро «Новокузнецкая» и «Белорусская» будет создана дополнительная защита от шума и вибрации, которая передается проходящими в метро поездами на подземный концертный зал Большого театра (расстояние между станцией «Театральная» и залом составляет всего 40 метров).
При этом метрополитен традиционно разработает компенсационные автобусные маршруты, которые будут перевозить пассажиров по маршруту «Новокузнецкая» – «Белорусская». «Такой план действительно существует, участок Замоскворецкой линии будет закрыт. Однако на данный момент говорить о каких-то точных датах и подробностях пока рано, поскольку план в процессе подготовки», – заявили в пресс-службе метро.
Впрочем, в столичной мэрии уже определились с этими датами.
Как сообщается на сайте департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, «для обеспечения строительно-монтажных работ по устройству виброзащитного пути на участке от станции метро «Театральная» до станции «Тверская» Замоскворецкой линии Московского метрополитена временно прекращается движение поездов на этих линиях в периоды с 05.30 19 ноября 2011 года до 05.30 21 ноября 2011 года и 05.30 минут 26 ноября до 05.30 минут 28 ноября 2011года».
Напомним, открытие исторической сцены Большого театра должно состояться уже 28 октября. В этот день пройдет торжественный гала-концерт с участием звезд оперы и балета. Билеты на концерт продаваться не будут, однако его можно будет увидеть на мониторах, расположенных на площади рядом с театром. Одновременно с основной сценой в театре начинает работать и новый подземный концертный зал, где будут проходить все камерные концерты, а также репетиции хора.
По мнению экспертов, тот факт, что по поводу виброзащиты театра спохватились только сейчас, накануне открытия всего комплекса, заставляет задуматься о качестве проводимых в городе проектных работ – проблемы воздействия вибрационных нагрузок на подземный зал ГАБТ должны были быть просчитаны на самых первых стадиях проектирования.
«Этот катастрофический пример в очередной раз показывает качество всего комплекса строительных работ в Москве, начиная от концепции и предпроектной работы и кончая таким вот открытием объекта», — заявил «Газете.Ru» член президиума Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко.
В самой компании-генподрядчике реконструкции и реставрации Большого театра уверяют, что все, что требовалось от них в рамках проекта, строители выполнили.
По словам советника президента группы «Сумма» — генподрядчика реконструкции и реставрации Большого театра — Михаила Сидорова, над акустическим макетом подземного зала, который будет носить имя Бетховена, работали лучшие специалисты мира. «Задача заключалась не только в том, чтобы создать идеальную внутреннюю акустику подземного зала, но и позаботиться о том, чтобы звуки из него не мешали спектаклям, проходящим на основной сцене, а также о том, чтобы сюда не проникали внешние шумы, — рассказал Сидоров. – И эта задача была решена. Однако международные эксперты, которые принимали участие в проекте посчитали целесообразным для идеального звучания провести дополнительные работы и со стороны метро для исключения вибраций и шумовых помех от движения поездов».
Между тем, по словам разработчика проекта реконструкции театра Никиты Шангина, необходимость в работах в метро возникла из-за того, что не была выполнена предполагавшаяся по изначальному проекту акустическая защита. (Сам Шангин в 2008 году был отстранен от строительства, он заявил тогда, что за его спиной строительные организации «обращались с проектом как хотели»).
«Этим должно было кончиться, ведь экономили на всем чем можно, была гонка и штурмовщина, — рассказал архитектор «Газете.Ru». — Мы разрабатывали проект вместе с немецкими акустиками, и все решения которые в него закладывались себя оправдывали. А там, где не следовали проекту, возникали проблемы. По проекту предполагалось выполнение зала в виде капсулы, вставленной в здание на амортизаторах. Такой объем в объеме без внешнего контакта с железобетонными конструкциями. Не сделали, и на остов здания пошла вибрация».
Кроме того, свою роль сыграло то, что «в России не могут договориться два ведомства», рассказал Шангин. «Конечно дешевле бы было поменять систему полотна метрополитена, но Минкультуры боялось с ним связываться, — рассказал он. Так поступили ради берлинской оперы, когда пошла вибрация в историческое здание. На этом участке рельсы положили на специальное виброгасящее основание, и вопрос был решен. Я в свое время предлагал поступить так же. Возможно, сейчас гром грянул и пришли к такому решению. Правда, совершенно не обязательно при этом закрывать метро — в Берлине полотно меняли поэтапно по ночам, по несколько метров за ночь, и пассажиры этого даже не заметили».