Московское управление СКП возбудило уголовное дело по факту необоснованно израсходованных денег, выделенных на реставрацию Большого театра. Как говорится в сообщении ведомства, установлено, что в августе 2003 года между федеральным государственным учреждением «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» и ЗАО «Курортпроект» был заключен контракт на проектирование второй очереди реставрации и реконструкции комплекса зданий Государственного академического Большого театра России на сумму 98,048 млн рублей. Согласно дополнительным соглашениям к контракту, эта сумма составила уже около 164,329 млн рублей. Однако, по данным следователей, в период с 2003-го по 2009 год дирекцией в пользу ЗАО «Курортпроект» трижды производилась оплата одних и тех же работ. В третий раз за проектирование и подготовку рабочей документации было заплачено еще более 497 млн рублей.
Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК России (злоупотребление должностными полномочиями). Кто именно злоупотребил полномочиями — пока не уточняется. Ни в «Курортпроекте», ни в дирекции получить комментарии пока не удалось. Заинтересовавший СКП факт был выявлен в ходе проверки дирекции Счетной палатой (СП).
Кроме того, как выяснили аудиторы Счетной палаты, одна лишь несогласованная корректировка проектно-сметной документации привела к удорожанию стоимости проектных работ по реконструкции Большого театра более чем в 16 раз.
«С начала реализации проекта реконструкции, реставрации и технического оснащения комплекса зданий Государственного академического Большого театра России (ГАБТ России) государственными заказчиками утрачен контроль за стоимостными и натуральными показателями проекта, сроками его реализации. В результате несогласованная корректировка проектно-сметной документации привела к удорожанию стоимости проектных работ более чем в 16 раз», – говорится в сообщении Счетной палаты.
Основными нарушениями были названы также повторная оплата выполненных работ, изменение их объема и содержания от первоначально оглашенного на тендере, пересмотр начальных цен контрактов. Цены госконтрактов назначались произвольно, без необходимого технико-экономического обоснования. А работы утверждались без существующего проекта. «Размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд осуществлялось дирекцией с грубыми нарушения требований № 94-ФЗ» , — отмечается в сообщении СП. В итоге только за 2008–2009 годы стоимость реставрации возросла на 943,3 млн рублей.
Данные отчета были обнародованы Счетной палатой 17 августа и направлены в Следственный комитет при прокуратуре, администрацию президента и Федеральное собрание. А через несколько дней курирующее реконструкцию Министерство культуры ответило на обвинения Счетной палаты.
В распространенном 20 августа официальном письме причины резкого удорожания проекта реконструкции объясняются тем, что определить истинное состояние здания театра до его закрытия не было возможно.
Поэтому в заключенном в 2003 году контракте и не были учтены все виды проектных работ. В частности, это дополнительные изыскания и обследования, проведенные после закрытия театра, разработка рабочих чертежей на многие реставрационные работы, разделы по специальной связи и спецавтоматике, мероприятия по ГО и ЧС, пожаротушению, внешние инженерные сети и сооружения и некоторые другие. За шесть лет изменились и проектно-строительные нормативы, отмечают в Министерстве культуры. Дополнительные объемы работ требовали заключения нескольких десятков дополнительных соглашений. Более сложными, чем планировалось, оказались работы по укреплению фундамента здания. А стоимость строительно-монтажных работ возросла из-за не предусмотренных проектом работ по ликвидации аварийного состояния здания в 2005–2007 годах.
По мнению председателя комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, затраты на реконструкцию уникальных исторических зданий действительно невозможно рассчитать заранее. И, выставляя проект реконструкции памятника на конкурс по госзаказу, его изначально обрекают на многочисленные корректировки. Причем, сталкиваясь с незапланированными расходами, подрядчики компенсируют их упрощением проекта.
Адвокат Игорь Трунов, со своей стороны, считает причиной упрощения подобных проектов недостаток контроля и коррупцию. «Подобных уголовных дел множество, и часть растраченных средств идет на откаты госчиновникам, — заявил Трунов «Газете.Ru». – И это ставит нынешнее строительство в разряд опасных. Все помнят, почему рухнул «Трансвааль-парк»: злоупотребления привели к большой пересортице металла, удешевлению проекта. Экономия, недовложения, хищения средств послужили причиной аварии. Но уголовное дело так и не довели до конца, а безнаказанность поощряет вседозволенность».
Проект реконструкции Большого театра должен быть рассмотрен в ФГУ «Главгосэкспертиза России» в октябре. Тогда же, как ожидается, станет известна окончательная цифра требуемых расходов. На данный момент стоимость проекта оценивается в 11,7 млрд рублей.
Реконструкция театра осуществляется за счет федерального бюджета. Заказчиком строительства выступает ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации ГАБТ». Генеральный подрядчик – ОП ЗАО «СУИпроект № 1» (специально созданное подразделение ЗАО «СУИпроект»). Однако этим летом стало известно, что компанию, которая все эти годы занималась проектом, отстраняют от него. На прошлой неделе подряд на строительство подземного репетиционно-концертного зала Большого театра был передан ГК СУ-155. Эксперты оценивают инвестиции в строительство подземной части Большого театра более чем в 1,5 млрд рублей, что составляет 15–20% от общего остатка невыполненных работ.
Как объяснили в компании, решение московских властей привлечь СУ-155 к одному из самых ответственных участков – подземным работам – связано с необходимостью завершить реконструкцию театра в установленные сроки. Согласно утвержденному недавно графику, строительство подземной части театра должно быть завершено в 2010 году – примерно на год раньше планируемого окончания реконструкции основного здания. (Сам Большой театр должны открыть 11 октября 2011 года.) В начале июля 2009 года Дмитрий Медведев поручил Юрию Лужкову проводить еженедельные проверки хода реконструкции и выездные совещания со строителями, занятыми в серьезно отстающем от графика проекте. Лужков вернулся в попечительский совет реконструкции ГАБТа после трехлетнего перерыва, в 2006 году мэр вышел из него, недовольный проектом реконструкции и завышенной, на его взгляд, сметой реконструкции. Мэр и сейчас не отказался от мысли об изменении действующего проекта, который он охарактеризовал как «абсурд и преступление».
Главная сцена Большого театра была закрыта на реконструкцию еще в мае 2005 года. Право на реконструкцию выиграла компания «СУИпроект». Изначально работы предполагалось завершить в 2008 году. Однако позже сроки несколько раз переносили: строители столкнулись с рядом сложностей, главная из которых — работы по укреплению фундамента здания. Кроме того, выяснилось, что серьезно пострадали конструктивные элементы здания и реконструкция затронет практически все элементы. На настоящий момент от исторического здания остались лишь фасадные стены, одна из которых (северная) также была разобрана. В конце 2008 года после критики со стороны Министерства культуры был отстранен от строительства архитектор проекта Никита Шангин. Он заявил тогда, что за его спиной строители «обращались с проектом как хотели».