Столкновение рыболовного сейнера «Донец» и атомного подводного крейсера «Святой Георгий Победоносец» произошло в Авачинской бухте у берегов Камчатки в ночь на 21 сентября, в 2.10 по местному времени. Никто во время инцидента не пострадал.
По версии штаба Тихоокеанского флота, подлодка стояла в ту ночь в бухте Моховая в надводном положении, неподвижно, с включенными навигационными огнями. В 2.09 военные моряки обнаружили цель, шедшую на фоне береговых огней. Это был рыболовный сейнер, и двигался он навстречу лодке. Попытки вызвать судно на связь, по данным пресс-службы ТОФ, результата не дали. Тогда в сторону сейнера была выпущена сигнальная ракета, предупреждающая об опасном сближении. Но это «Донец» не остановило. Не помогли и еще три красные ракеты. Спустя минуту сейнер зацепил левый борт подлодки. После столкновения «Донец» попытался скрыться. Капитан судна, по мнению военных моряков, по всей видимости, был пьян.
У капитана сейнера «Донец» Каземира Гайдамовича своя версия инцидента. «Примерно в 1.40 мы отправились на промысел, получив добро от всех инстанций, — рассказал Гайдамович корреспонденту «Газеты.Ru». — Мы шли на малом ходу, потому что двигатель был холодный. К пирсу, нам навстречу, двигался МРТК «Кормчий». Мы с ним договорились по рации, что будем расходиться правыми бортами. В это время второй помощник вышел на крыло рулевого мостика».
В этот момент моряк и увидел «темный неосвещенный объект», после чего, по словам Гайдамовича, второй помощник сразу дал команду рулевому матросу, чтобы тот повернул вправо. «Только это и позволило нам избежать лобового столкновения», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
«Потом мы отработали задним ходом, доложили «Восходу» (оперативному дежурному по рейду. — «Газета.Ru») о том, что случилось. «Восход» спросил, есть ли у нас повреждения. Мы ответили, что у нас все в порядке. Он запросил повреждения у лодки. Они тоже сказали, что у них нет повреждений. После этого нам разрешили дальнейшее движение. Когда мы прошли где-то семь кабельтовых (около 1,5 км. — «Газета.Ru»), оперативный дежурный снова вышел на связь и сказал нам встать на якорь до особого распоряжения. Что мы и сделали».
Капитан «Донца» настаивает, что «никаких огней на лодке мы не видели». «Ракетницей они действительно два раза выстрелили. Но уже тогда, когда мы отрабатывали задним ходом», — пояснил он. Опровергает Гайдамович и информацию о том, что военные моряки на катерах бросились в погоню за сейнером. «Это неправда. Мы спокойно стояли на якоре всю ночь. А они приехали примерно через 12 часов после столкновения», — заявил собеседник «Газеты.Ru».
Наконец, капитан «Донца» сообщил, что на момент столкновения на сейнере все были трезвы. «Мы же выходили из порта, а это дело серьезное. Уже потом, когда мы стояли на якоре, то стресс сняли немного…» — добавил он.
Информацию о том, что рыбаки во время столкновения находились в состоянии алкогольного опьянения, не подтверждают и в транспортной прокуратуре Камчатского края. Представитель надзорного органа уточнил: освидетельствования члены экипажа сейнера «Донец» не проходили, поэтому говорить о том, что они находились в состоянии алкогольного опьянения, неверно.
Источник «Газеты.Ru» в прокуратуре добавил, что действия военных действительно вызывают вопросы: они должны были сообщить о нахождении подводного крейсера в данном районе, но, судя по всему, этого не сделали.
От официальных комментариев в камчатской транспортной прокуратуре пока воздерживаются. Предварительные результаты прокурорской проверки обещают огласить в конце недели.
На флоте же настаивают, что подлодка находилась в бухте с включенными огнями. Об этом «Газете.Ru» заявил глава пресс-службы Тихоокеанского флота Роман Мартов. Он добавил, что повреждения от столкновения с сейнером оказались незначительными. «Была повреждена резина, покрывающая легкий корпус лодки. Подводная лодка может нести службу и выполнять боевые задачи. Но все же ущерб нанесен, сейчас выясняется сумма ущерба. Идет следствие», — подчеркнул Мартов.