Во вторник Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал итоги расследования катастрофы самолета Ту-154М RA-85744 компании «Авиалинии Дагестана». Из-за отказа двух двигателей лайнер, вылетевший из Внуково в Махачкалу 4 декабря прошлого года, совершил вынужденную посадку в Домодедово, выехал за пределы взлетно-посадочной полосы более чем на 400 метров, остановился буквально в 15—20 метрах от северной границы аэропорта и развалился на части. Погибли два человека — брат президента Дагестана и сестра члена Конституционного суда. 86 человек пострадали.
Как выяснили специалисты МАК, катастрофа произошла из-за «ошибочных действий экипажа при выполнении полета и посадки с одним работающим двигателем».
Согласно докладу комиссии, проблемы у Ту-154 начались еще в полете из Махачкалы в Москву. Экипаж отмечал, что на эшелоне на панели приборов пилотов загорался сигнализатор «неисправность 3-го двигателя», а на щитке у бортинженера табло «Р масла» третьего двигателя. Сигнал длился около 10,5 секунды, параметры работы двигателя не менялись. В какой-то момент на эшелоне загорелось табло «Давление масла», но, по показаниям бортинженера, стрелочный индикатор показывал давление масла в норме. Он доложил об этом командиру, и экипаж воспринял эти события за ложное срабатывание, не сделав соответствующей записи в бортовом журнале (позднее эксперты выяснят, что в сигнализаторе барахлила проводка).
Борт благополучно приземлился во Внуково, экипаж прошел необходимую предполетную подготовку и принял, как говорится в отчете МАК, «обоснованное решение» на вылет из Москвы в Махачкалу. Взлет и полет на наборе высоты проходил без особенностей, но на высоте 5 тыс. м экипаж временно выключил ручную перекачку топлива, в дальнейшем произошло срабатывание табло «Р топлива» и сигнализатора «Неиспр. двиг» сначала 3-го, а затем и 1-го двигателей.
Это привело экипаж в замешательство, обстановка в кабине пилотов быстро накалялась; летчики не понимали, что происходит с давлением топлива, почему мигают табло и сигнализатор.
Командир воздушного судна (КВС) решил снизиться, уменьшить обороты двигателей, но ситуация не улучшалась. Исчерпав все попытки возобновить работу двигателей в необходимом объеме, командир наконец запросил экстренную посадку во Внуково.
Как выяснили специалисты, КВС настолько растерялся, что практически устранился от руководства экипажем. Испытывая «определенные трудности в условиях пилотирования в облаках по резервному авиагоризонту», он вывел самолет к взлетно-посадочной полосе «в непосадочном положении», посадил его со значительным перелетом правее полосы. Лайнер выкатился за ВПП и, столкнувшись с препятствием, разрушился.
Изначально рассматривалось несколько версий отказа двигателей, в том числе некачественное топливо. Но все образцы топлива не обнаружили серьезных отклонений от нормы. Особых претензий нет и к двигателям, хотя во время расследования специалисты МАК обнаружили интересную деталь: на самолете стояла контрафактная вспомогательная силовая установка (установить дату ее изготовления не удалось, многие сведения в паспорте изделия либо отсутствуют, либо фальсифицированы). Правда, работала она исправно. Во всяком случае, как говорится в отчете МАК, «несмотря на контрафактность, неисправностей в ВСУ в данном полете не выявлено».
В итоге расследования специалисты пришли к выводу, что происшествие стало возможно из-за сочетания нескольких причин. Сначала бортинженер при выполнении процедуры ручной перекачки топлива в наборе высоты непреднамеренно выключил подкачивающие насосы расходного бака. Это привело к пульсациям мгновенного расхода топлива к двигателям, падению их оборотов, выключению крайних двигателей и проблемам в электропитании самолета в течение 2 минут 23 секунд из-за отказа трех генераторов. Экипаж же не использовал все возможности для того, чтобы восстановить работу бортового оборудования и не выполнил необходимые инструкции по полету и заходу на посадку с двумя неработающими двигателями.
Командир воздушного судна в этой ситуации не проявил достаточного профессионализма, как, впрочем, не обладал достаточным профессионализмом и весь экипаж в целом.
Наконец, в довершении ко всему сыграла свою роль «сложная ветровая обстановка по высотам». При «фактически исправном бортовом оборудовании и сложностях, которые испытывал экипаж при пилотировании по дублирующим приборам», ветер дополнительно способствовал уклонению самолета от посадочного курса.
По итогам расследования МАК выдал необходимые предписания для предотвращения аналогичных происшествий в будущем. Теперь судьбу экипажа предстоит решить Следственному комитету. В рамках уголовного дела, возбужденного по статье 351 УК (нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия), летчикам грозит до семи лет лишения свободы.