Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Убийцы по решению суда

Приговор убийцам адвоката Станислава Маркелова оставлен в силе

Приговор по делу об убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой вступил в силу. Верховный суд отказал в кассационной жалобе Никите Тихонову и Евгении Хасис, и теперь они отправятся из московского СИЗО в колонии: Тихонов пожизненно, Хасис на 18 лет.

На рассмотрение жалобы в Верховный суд (ВС) осужденных Тихонова и Хасис не привезли: связь с ними, как уже несколько лет принято в ВС, обеспечили по видеосвязи. Похудевшая и, судя по голосу, немного простуженная Хасис не могла наговориться с гражданским мужем и все время что-то нашептывала ему на ухо.

Замечание председательствующего Алексея Шурыгина не заставило себя долго ждать: «Осужденные, парочка золотая, прекратите общаться, послушайте, что ваши адвокаты говорят».

Адвокаты в четыре голоса говорили об одном: защитники Хасис Геннадий Небритов и Максим Коротков-Гуляев, а также юристы Тихонова Александр Васильев и Алексей Никулочкин просили суд отменить приговор и направить дело об убийстве Маркелова и Бабуровой на новое рассмотрение в Московский городской суд. Судья-докладчик напомнил фабулу дела о громком убийстве, совершенном в Москве на Пречистенке 19 января 2009 года, за которое 6 мая 2011 года судья Александр Замашнюк назначил Тихонову и Хасис пожизненный срок и 18 лет колонии соответственно, а потом перешел к оглашению кассационных жалоб защитников и их клиентов.

Тихонов и Хасис притихли перед установленной в следственном изоляторе «Лефортово» видеокамерой и слушали доводы своих адвокатов. Защитник Васильев ссылался на нарушенный принцип неизменности состава суда (дело приняла к производству одна судья, а потом его передали другому) и наличие у председательствующего Замашнюка «личной заинтересованности» в обвинительном приговоре. Никулочкин заявлял, что в процессе исследовали доказательства и допрашивали свидетелей – со стороны обвинения, конечно, – которые не относились к делу. Адвокат Небритов, ссылаясь на интервью присяжных Анны Добрачевой и Сергея Мамонова, напоминал, что в коллегию, по их словам, входили бывшие сотрудники МВД: конвоир, следователь, участковый и сотрудник вневедомственной охраны. Коротков-Гуляев, отстраненный судьей Замашнюком от участия в процессе за многочисленные нарушения порядка, возмущался этим фактом.

Основными же доводами защиты, по которым она требовала отменить приговор и отправить дело на новое рассмотрение, был отказ в отводе старшины присяжных Мамонова и запрет на выступление с репликами в ходе прений сторон.

От реплик в прениях отказалась сторона обвинения, на основании чего судья отказал в этом праве и защите. В УПК нет прямых указаний на этот счет, признавали тогда участники процесса, оценивая решение Замашнюка каждый в соответствии со своими процессуальными интересами.

О том, что присяжный № 1 Сергей Мамонов «собирает информацию вне зала судебного заседания» (то есть читает газеты и блоги, в которых весной 2011 года чуть ли не ежедневно писали о деле Тихонова--Хасис), сообщила журналистам другая участница коллегии, присяжная Добрачева, написавшая заявление о выходе из состава суда по семейным обстоятельствам. Когда во время очередного заседания судья Замашнюк спросил у Мамонова, так ли это, он не отрицал, что читает газеты, но заверил суд, что мнение свое формирует только на основании услышанного в процессе. Это объяснение удовлетворило судью, адвокатам Тихонова и Хасис, которые требовали отстранить старшину присяжных, было отказано, и в итоге Мамонов участвовал в вынесении решения. Семь из 12 присяжных признали Тихонова и Хасис виновными в убийстве.

«Приговор был вынесен незаконным составом суда», – высказался в Верховном суде Тихонов. Он рассказал, что в феврале 2011 года, когда отбирали коллегию присяжных заседателей, среди них был кандидат, который признался, что слишком активно следит за публикациями об убийстве Маркелова и Бабуровой, чтобы быть объективным, и попросил не включать его в коллегию. «На Мамонова этот пример законопослушного поведения должного впечатления не произвел», – саркастически усмехнулся Тихонов. Его защитники Васильев и Никулочкин, а также подсудимая Хасис и ее адвокаты поддержали: участие в процессе Мамонова было нарушением, из-за которого дело подлежит пересмотру.

Вслед за гражданским мужем (пожениться в ходе процесса подсудимым не позволил судья Замашнюк) взяла слово Хасис. Как и во время слушаний, она была эмоциональна и говорила о себе в третьем лице: «Хасис Евгения Данииловна, то есть я». В руках подсудимая держала четки, которые в минуты особенно активной жестикуляции прижимала к груди. «Добро оказывается злом, а справедливостью объявляют полный беспредел», – охарактеризовала она прошедший в Мосгорсуде процесс; рассуждая же о состоянии судебной системы в целом, заявила: «При прохождении такой школы аттестат зрелости наш народ будет получать на баррикадах».

Завершая короткое пламенное выступление, осужденная за убийство и хранение оружия взглянула на судью Шурыгина: «Я не прошу у вас снисхождения или милости – их я буду просить у бога. Дайте нам возможность доказать свою невиновность в справедливом процессе».

Такая возможность у подсудимых была, парировал адвокат Роман Карпинский, представляющий интересы потерпевших – брата убитого Михаила Маркелова и его вдовы Галины Гога. Юрист назвал процесс «законным и справедливым» и отметил, что в суде у защиты была возможность представлять любые доказательства: председательствующий не ограничивал адвокатов. В качестве примера Карпинский привел выступление свидетелей Алексея Барановского и Ольги Мухачевой («Матильда-Дон»), которые заявляли, что у Евгении Хасис есть алиби на день убийства. Что до присяжного Мамонова, продолжал представитель потерпевших, то суд имеет право, но не обязанность удалить из процесса заседателя, которого заподозрил в сборе информации «на стороне». «Судья принял решение, опросив присяжного, повлияли ли на него как-то полученные сведения», – заключил Карпинский.

Его коллега Владимир Жеребенков, представлявший родителей убитой Бабуровой, был солидарен с Карпинским. Прокуроры Борис Локтионов и Лариса Щукина также обратились к суду с просьбой оставить в силе приговор Тихонову и Хасис.

Пока коллегия из трех судей под председательством Шурыгина решала их судьбу, Тихонов и Хасис были заняты друг другом: что-то активно обсуждали в клетке, держась за руки и улыбаясь. Хасис стряхивала пылинки с куртки гражданского мужа, он показывал ей, как правильно делать упражнения для тренировки мышц пресса. Из зала паре махала Евгения Тихонова – сестра подсудимого, которая ходила почти на каждое заседание по делу брата. Тихонов и Хасис, прижавшись друг к другу, жестикулировали в ответ.

Примерно через час – именно столько суду потребовалось на вынесение кассационного определения – им снова пришлось стереть с лиц улыбки и замолчать.

«Приговор оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения», – прочитал резолютивную часть решения судья Шурыгин. Хасис с досадой ударила ладонью по клетке и видеосвязь оборвалась.

Адвокаты и немногочисленная группа поддержки осужденных выглядели расстроенными, но не удивленными. «Ожидания были 50 на 50, но по практике в кассационной инстанции все-таки чаще отказывают», – объяснил «Газете.Ru» свое спокойствие адвокат Хасис Небритов. «Зато свидания разрешили», – по телефону успокаивала кого-то Евгения Тихонова. Адвокаты осужденных пообещали обратиться с жалобами в надзорную инстанцию, а также в Европейский суд по правам человека. «Оснований для отмены более чем достаточно», – настаивают адвокаты.

Представители потерпевших не стали делать громких заявлений, сообщив лишь, что о своем отношении к приговору уже высказались их доверители. Ранее родители Бабуровой, брат Маркелова и представители «Новой газеты» заявили, что удовлетворены решением Мосгорсуда.

Новости и материалы
Украинские адвокаты передали ООН сведения о «пыточных» СБУ
Вучич заявил, что только «ненормальные» думают, будто Путин блефует
Найдены новые участки генома, связанные с опасным сердечным заболеванием
Бывший IT-специалист Блиновской разработал схему дробления ее бизнеса
Немоляева объяснила, почему ей стало плохо на съемках «Буратино»
На Украине обязались выполнить 300 условий Запада по реформам
Назван новый возможный участник КХЛ
Актриса Гринева призналась, что муж каждый год делает ей предложение: «Мы — чудики»
Замглавы Гагаузии высказался о проведенном у него дома обыске
В ООН осудили возможное применение Украиной противопехотных мин
Кадыров показал кадры уничтожения склада снарядов ВСУ
Volkswagen рассекретил Tiguan с новым дизайном
В Крыму отказались от массовых мероприятий на Новый год
В Ленобласти подвалы срочно переоборудуют под бомбоубежища
В Гааге пройдет заседание по иску против Нидерландов за поддержку Израиля
Боррель заявил, что ЕС будет обязан арестовать Нетаньяху
Миранчук рассказал, где хочет завершить карьеру
Участника СВО задержали у возлюбленной после убийства пары в Екатеринбурге
Все новости