В окружном суде города Йорк штата Пенсильвания начались слушания по делу о смерти семилетнего Ивана Скоробогатова. В конце августа 2009 года из дома приемных родителей – 47-летнего Майкла и 55-летней Наннетты Крейверов — истекающего кровью ребенка доставили в больницу. На теле Скоробогатова (приемные родители дали ему имя Натаниэл Крейвер) врачи обнаружили гематомы, кровоподтеки, синяки. 24 августа ребенок умер, по заключению врачей, от серьезной черепно-мозговой травмы. Следствие длилось больше полугода, в начале марта 2010 года супругов арестовали и предъявили обвинение в убийстве.
Год назад в США прошли досудебные слушания по делу Крейверов. Через год начались слушания по существу. Свои доводы во вторник в зале йоркского суда представили прокурор и адвокаты семьи Крейверов.
Обвинитель Тим Баркер заявил, что супруги методично избивали приемного сын.
Прокурор перечислил зафиксированные в больнице у Скоробогатова травмы – «кровоподтеки, идущие снизу вверх вдоль всего тела», «изуродованная ушная раковина», субдуральная гематома (скопление крови между твёрдой мозговой оболочки и оболочкой головного мозга), «вмятины в черепе от более старых ран». «Свидетели расскажут вам, что ребенок был похож на монстра», — сказал присяжным Баркер. По версии обвинения, издеваясь над ребенком, приемные родители не пытались оказать ему своевременную медицинскую помощь и обратились к врачам, когда «было уже слишком поздно».
Адвокаты Крейверов Рик Робинсон и Сюзанна Смит, как и на досудебных слушаниях, настаивали, что ребенок бил себя сам, передает издания Pennlive.com.
Скоробогатов бился головой об стену, бил и кусал себя, выдергивал волосы на голове, скатывался с лестницы, перечисляли защитники. Один из свидетелей во время следствия, по словам адвокатов, сказал, что мальчик никогда не плакал после самобичевания. Помощник адвоката Класина Махоней сообщила присяжным, что Скоробогатову медики поставили диагноз «фетальный алкогольный синдром» (отклонения в психофизическом развитии ребёнка из-за того, что мать во время беременности пила алкоголь) и «реактивное расстройство привязанностей».
Хронические психофизические болезни были обнаружены у Ивана Скоробогатова и его сестры-близнеца, еще когда они жили в детском доме в России.
Родители пытались бороться с приступами и истериками сына, но безуспешно, сказали адвокаты.
Ранее на допросах Крейверы действительно утверждали, что мальчик был трудным ребенком с серьезными психологическими проблемами. Они говорили, что давали ему специальные препараты, прописанные врачом-психиатром, но полиция не нашла в медицинских записях Натаниэла Крейвера ни одного упоминания о том, что его водили к врачу в 2009 году. С пятилетнего возраста Натаниэл и Элизабет-Мэри Крейвер, усыновленные в 2003 году, по настоянию родителей были переведены на домашнее обучение (до этого брат и сестра ходили в подготовительный класс начальной школы). С тех пор детей видели только близкие родственники Крейверов, которые замечали синяки, отеки и ссадины на лице и теле Натаниэла, но верили приемным родителям, когда те говорили, что ребенок упал. То же самое, по их словам, произошло и 19 августа 2009 года: мальчик якобы в очередной раз «упал и сильно ударился головой». Почему они сразу не вызвали «скорую помощь», Крейверы так и не объяснили. Наутро приемный отец нашел ребенка без сознания в луже собственной мочи, говорил сам Майкл Крейвер на допросах. Его увезли в больницу, где Натаниэл умер через пять дней, не приходя в сознание. Согласно результатам вскрытия, причиной смерти ребенка стали побои (на теле ребенка было около 80 ушибов и ссадин) и голод. При этом супруги меняли свои показания. На допросах они также рассказывали, что накануне их сын влез в печь, поэтому его лицо было красным. Сначала он якобы чувствовал себя хорошо, потом ему стало хуже, тогда Крейверам и пришлось позвонить 911.
Во вторник супруги сидели отдельно, каждый со своим адвокатом. «Молча сложа руки», отмечает Pennlive.com, обвиняемые выслушали и первого свидетеля — фельдшера «скорой» из больницы Святого Духа Кристофера Пенни.
Он рассказал, что, когда Скоробогатова привезли в больницу, его голова была «похожа на мокрую губку», уши были изуродованы.
Суду предстоит заслушать также показания других медиков больницы, специалистов отделения нейрохирургии.
Вокруг процесса против Крейверов уже разгорелся первый скандал. 30 августа судья распорядился провести отбор присяжных за закрытыми дверями. Как пояснили позже в Йоркском окружном суде, освещение отбора присяжных в прессе могло повлиять на мнение кандидатов о подсудимых. Во вторник судья уточнил у Крейверов, имеют ли они что-то против прошедшей процедуры отбора. Супруги ответили, что претензий у них нет.