Андрей Попов, пропавший осенью 2000 года во время службы в армии, вернулся домой в город Ершов 17 августа. Родные все эти годы ничего не знали о нем. На следующий день после возвращения домой он пошел в Ершовское РОВД, где был арестован: после исчезновения Попова в 2000 году военная прокуратура возбудила против него уголовное дело за дезертирство. Сам Попов сообщил, что в самоволку не убегал, а во время служебной командировки был похищен и вывезен в Дагестан. После задержания солдат просидел шесть дней в следственном изоляторе Ершова. Только после огласки этой истории в СМИ к нему выехал военный следователь и в этот же день изменил Попову меру пресечения и освободил из-под ареста. Солдата направили в Саратов, в одну из воинских частей, так как он продолжает числиться рядовым срочной службы. Пока идет следствие, Попов должен будет находиться под наблюдением командира этой части.
В пятницу Попова осмотрели врачи. По словам начальника военно-следственного отдела по Саратовской области военно-следственного управления Александра Салапова, он был признан здоровым и годным к военной службе.
– Это было предварительное обследование, терапевтическое, он сдал анализы. Позже Попову предстоит пройти судебно-медицинскую экспертизу, в ходе которой будет поставлен и вопрос о полученных им в плену, по его словам, травмах, – говорит Салапов.
Как отметил начальник военно-следственного отдела, если показания Попова о том, что его незаконно лишили свободы, подтвердятся, эти материалы будут выделены из расследуемого дела в отдельное производство и переданы правоохранительным органами по месту совершения преступления, то есть в Дагестан.
Адвокат Попова Юрий Мелешин при медосмотре не присутствовал, но подтвердил, что ранее серьезных жалоб на самочувствие и состояние здоровья его подзащитный не высказывал. Между тем, по словам родных Попова, у него выбиты зубы, у него были сломаны, но уже срослись ребра.
– Попову провели обычный медосмотр, хотя должны были сделать полное обследование, которое возможно только в условиях стационара. Я считаю, это ошибка его адвоката, который не настоял на обследовании, и это может иметь в дальнейшем для Андрея негативные последствия, – говорит председатель Саратовского Союза солдатских матерей Лидия Свиридова. Кроме того, Свиридова сообщила, что намерена сама встретиться с солдатом и будет добиваться, чтобы его госпитализировали.
Между тем сегодня в Саратовской областной думе по инициативе депутата Александра Ландо, который также обещал помочь Попову, была проведена встреча солдата и его семьи с журналистами.
– Мама меня не узнала, узнал только младший брат, хотя, когда я уходил на службу в армию, ему было десять лет. Говорит, что узнал по глазам, – рассказал наш собеседник.
Попов подтвердил, что больше десяти лет находился на кирпичном заводе в Каспийске, но, сославшись на шоковое состояние, не стал подробно рассказывать о жизни в рабстве, пообещал сделать это позже, когда следствие будет завершено.
– Дагестанцы на заводе не работали, только «Москва», «Питер» и другие. Когда я уходил в армию 11 лет назад, я весил 63 килограмма, сейчас — 58, – сказал солдат.
После побега из плена Попов добирался от Каспийска до Саратовской области 20 дней.
Кроме того, солдат рассказал, что за все время службы в армии (он был призван 5 января 2000 года, а похитили его 30 сентября) на территории своей военной части провел всего полтора месяца, остальное время находился в командировках на хозяйственных работах.