В пятницу вечером следователи внезапно объявили, что раскрыли убийство экс-полковника Юрия Буданова. По их мнению, четыре пули в бывшего офицера мог выпустить 41-летний уроженец Чечни Магомед Сулейманов. Как сообщили «Газете.Ru» в Пресненском райсуде Москвы, следователи привезли арестовывать Сулейманова «молниеносно» после подачи ходатайства.
«Его задержали сегодня. Сразу после этого следователи направили материалы к нам в суд, где в ходе открытого заседания был решен вопрос об аресте Магомеда Махмудовича Сулейманова», — сообщила пресс-секретарь суда Ольга Сутяпова.
Его арестовали на срок до 26 октября 2011 года, добавляет РИА «Новости». Сутяпова отметила, что Сулейманову предъявлено обвинение по части 2 статьи 105 УК РФ (убийство при отягчающих обстоятельствах) и части 2 статьи 222 УК РФ (незаконное хранение оружия).
В пресс-службе Следственного комитета «Газете.Ru» заявили, что готовят пресс-релиз о задержании Сулейманова, но отметили, это займет какое-то время, так как «все делалось в условиях секретности».
На Сулейманова следователи вышли, отследив телефонные звонки, исходившие из района, где был застрелен экс-полковник.
Об этом заявил «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах. Он добавил, что после убийства Буданова подозреваемый выехал за пределы Москвы — на территорию северокавказского региона. «Оперативным путем Сулейманова удалось выманить обратно в столицу, где он был задержан в середине этой недели», — сказал собеседник агентства. Он отметил, что следователи пока не могут сказать точно, был ли Сулейманов непосредственным исполнителем преступления. «Возможно, в Буданова стрелял другой человек. С достаточной долей уверенности можно сказать, что у Сулейманова были сообщники», — отметил источник.
Бывший адвокат Буданова Дмитрий Аграновский сказал «Газете.Ru», что раньше ему имя Сулейманова в рамках дела отставного полковника ни разу не встречалось.
«Было бы странно, если бы я о нем раньше слышал. Я верю в презумпцию невиновности, но для меня и раньше, и сейчас было очевидно, что убийство Буданова было совершено именно из мести за его деятельность во время войны, в том числе и из-за дела Кунгаевой. Кто-то даже не знакомый с семейством убитой мог счесть это оскорблением всего своего народа», — сказал Аграновский. Другой бывший адвокат Юрия Буданова Алексей Дулимов также подтвердил «Газете.Ru», что имя Сулейманова ему не было знакомо: «Он в деле у нас никак не проходил — ни в качестве свидетеля, никем. Мне также неизвестно, являлся ли он членом бандформирований».
Убийство бывшего офицера произошло 10 июня в Москве, во дворе дома по Комсомольскому проспекту, 36. Днем Буданов вместе с женой приехал в расположенную по этому адресу нотариальную контору. Они планировали оформить разрешение на выезд за границу своей дочери.
Буданов вышел во двор покурить, в этот момент из припаркованной машины вышел человек, который четыре раза выстрелил в экс-полковника.
Пули попали Буданову в висок и лоб. Он скончался на месте. Для стрельбы преступник использовал газовый пистолет с глушителем, переделанный для стрельбы боевыми патронами. Совершив преступление, киллер сел обратно в автомобиль, где его дожидался сообщник. Преступники отогнали машину в соседние дворы, облили салон горючей жидкостью и подожгли. Пожар увидели охранники ближайшей автостоянки, которые залили автомобиль водой. К приезду полиции преступники скрылись. Проверив номера, следователи обнаружили, что это была машина-двойник: убийцы Буданова подделали номера так, что они совпадали с номерами автомобиля, принадлежащего москвичу.
Спустя несколько часов официальный представитель СК Владимир Маркин, стоя на фоне еще не убранного тела, заявил журналистам, что в комитете расценивают это убийство как провокацию.
«Учитывая личность Буданова, следствие не исключает, что убийство было совершено в провокационных целях», — пояснил он. Говоря о мотивах преступления, представитель СК с самого начала заявил, что к убийству Буданова могут быть причастны экстремисты. «У следствия нет данных о том, что за убийством стоят этнические группировки», — сказал тогда Маркин. Он также сообщил, что убийство было тщательно спланировано, киллеры долго следили за жертвой.
Тем не менее для общественности основной версией убийства стала месть за убитую Будановым в 2000 году 18-летнюю Эльзу Кунгаеву. Полковник ночью ворвался в дом ее родителей и заявил, что Эльза является чеченским снайпером. Девушку завернули в ковер и отвезли в КУНГ Буданова. Там он ее задушил. Во время расследования убийства Кунгаевой говорилось об изнасиловании, однако это преступление Буданову не вменили. Экс-полковник был осужден на 10 лет, но провел в колонии только половину срока — в 2009 году он был освобожден условно-досрочно. Адвокат Аграновский пояснил «Газете.Ru», что после освобождения Буданов жаловался на поступающие в его адрес угрозы. «Я не следил за его перемещениями. Я знаю только, что он какое-то время был вынужден скрываться, так как в его адрес неоднократно поступали угрозы, — отметил адвокат. — И, видимо, когда он перестал это делать, произошло то, что произошло». Знакомые экс-полковника говорили, что тот даже просил правоохранительные органы обеспечить ему защиту, однако ответа не последовало.
Отец убитой Виса Кунгаев пояснил «Газете.Ru» в день убийства Буданова, что не считает это преступление местью за гибель его дочери.
«Это кто-то в Москве раскачивает версию. Чуть что — сразу «чеченский след». Я вообще нахожусь в Норвегии. Конечно, это провокация. За что он убил мою дочь? Собаке — собачья смерть», — заявил Кунгаев.
25 июля 2011 года ответственность за убийство Буданова взяли на себя чеченские боевики (однако потом они отказались от своих слов). В частности, в интернете было распространено видео, на котором лидер так называемого «имарата Кавказ» (организация запрещена в России) Доку Умаров поздравляет соратников со «счастливым днем». Источники информационных агентств в силовых структурах поспешили заявить, что ждали этого признания от лидеров чеченского подполья, подтвердив, что считают «чеченский след» основным в деле Буданова.
Член правления правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов говорит, что также сомневается в том, что подозреваемый вообще как-либо был связан с семьей Кунгаевых. «Вопрос про кровную месть за убийство Кунгаевой не стоял с самого начала: Буданов не субъект адата, на него это понятие не распространяется, а делегировать месть кому-то нельзя. Кроме того, Кунгаевы решили пойти по пути права, а сейчас они вообще живут в Норвегии», — сказал правозащитник «Газете.Ru». Он напомнил, что в районе Танги-Чу, где во время второй чеченской кампании базировался полк Буданова, в январе 2000 года пропало как минимум шесть человек. «Еще двое, предположительно, могли быть похищены бойцами будановского полка в другое время. Правда ни в одном из случаев фамилия «Сулейманов» не фигурировала. Правда, если поднять материалы дела по Кунгаевой, то там найдутся показания одного из подчиненных Буданова, который стоял на посту и слышал фразу «опять командиру бабу понесли». Что значит «опять»? Мне кажется, только то, что оснований мстить ему у многих жителей Танги-Чу, о которых мы не знаем, было много», — считает Черкасов.