В пятницу специалисты Роскосмоса так и не смогли установить местонахождение самого мощного российского спутника связи «Экспресс-АМ4», запуск которого с Байконура состоялся в ночь на четверг. Связь с аппаратом была потеряна после четвертого, предпоследнего, включения разгонного блока «Бриз-М», построенного в Государственном космическом научно-производственном центре имени М. В. Хруничева. Накануне в пресс-службе космического ведомства заявили, что обнаружили сам разгонный блок, затем Роскосмос сообщил, что «Экспресс-АМ4» может до сих пор находиться с ним в связке. Однако в пятницу источник РИА «Новости» в ракетно-космической отрасли опроверг информацию об обнаружении аппарата, отметив, что специалисты нашли лишь «некий объект», но спутник это или нет, пока непонятно. «Первая попытка установить связь со спутником была предпринята минувшей ночью, в результате был обнаружен некий космический объект, однако определить параметры его орбиты, равно как и то, является ли он спутником, разгонным блоком или отделяемым топливным баком разгонного блока «Бриз-М», пока не удалось».
«Очередная попытка провести сеанс связи с космическим аппаратом будет предпринята предстоящей ночью. Результаты могут быть известны уже в субботу утром», — сказал собеседник агентства.
«Сегодня планируется несколько сеансов масштабного поиска, в этом плане пятница будет показательным днем», — подтвердил источник «Газеты.Ru» в Минкомсвязи. Спутник должен был быть выведен на геостационарную орбиту в позиции 80 градусов восточной долготы и оттуда подавать сигнал на Россию. Где находится найденный «объект», в Роскосмосе не поясняют.
Новостей ждут заказчики спутника и страховщики. «Пока местоположение спутника неизвестно. Мы ждем информацию от специалистов», — сообщил «Газете.Ru» представитель ФГУП «Космическая связь», заказавшего спутник, Денис Сухоруков. В «Ингосстрахе», застраховавшем пропавший «Экспресс-АМ4» на 7 млрд рублей, также не знают ничего о его судьбе.
Шансов, что объект, с которым сейчас пытаются выйти на связь российские специалисты, окажется именно «Экспрессом-АМ4», судя по всему, немного. «Американцы до сих пор не обнаружили ни спутник, ни разгонный блок», — рассказал «Газете.Ru» сотрудник журнала «Новости космонавтики» Олег Шинькович.
Эксперты говорят, что для американской системы слежения за космическими объектами NORAD нет «темных мест» на околоземной орбите. Накануне представители NORAD сообщили, что смогли найти только отделяемый топливный бак разгонного блока.
Тем не менее, если спутник действительно еще цел и находится в связке с блоком, следующим шагом для специалистов Роскосмоса станет попытка его освобождения.
В случае успешного разделения аппаратов есть шанс вывести «Экспрес-АМ4» на нужную орбиту. «У этого спутника есть двигатель для его довыведения на расчетную орбиту, — пояснил Шинькович. – Но, так как будет потрачено больше топлива, чем при штатной работе, его ресурс будет снижен. Так, спутник рассчитан на 15 лет существования, в том числе и потому, что запас топлива на коррекцию орбиты рассчитан на это время. Если мы используем двигатели, чтобы убрать ошибки выведения, тогда на поддержание рабочей орбиты остается меньше топлива». «Но если спутник не удастся отделить от разгонного блока по команде с Земли, то говорить уже не о чем: космический аппарат не сможет работать по целевому назначению», — сказал РИА «Новости» источник в космической области.
«Экспресс-АМ4» — самый мощный и высокотехнологичный российский спутник связи. Он был предназначен для предоставления пакета мультисервисных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видео-конференцсвязь, передача данных, доступ к сети интернет), для создания сетей связи на основе технологий VSAT. Планировалось, что он позволит начать тестирование проекта оказания услуг спутникового интернета. На спутнике находится 61 приемно-передающее устройство (транспондер) в диапазонах C, L, Ku. Кроме того, там установлены два экспериментальных транспондера Ка-диапазона для отработки технологий. Ка-диапазон позволяет иметь компактное приемно-передающее оборудование в малонаселенных районах и получать спутниковый интернет.
Спутник должен был помочь в реализации федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы». Совместно с ФГУП «Космическая связь» цифровым телевидением занимается ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», которая строит наземные сети.
«На этот момент говорить о срыве какого-то проекта из тех, для которых планировалось использовать «Экспресс-АМ4», нельзя», — сообщил «Газете.Ru» заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Малинин, отметив, что спутник запустили не только для нужд Минкомсвязи.
«Он строился как новый современный аппарат для пополнения космической группировки. Его собирались очень серьезно задействовать, в том числе для целей «цифры». Но он не создавался в рамках программы цифровизации», — рассказал представитель Минсвязи. Он напомнил, что в рамках программы цифровизации будет запущено четыре спутника, и первый запуск назначен на следующий год.
В Минкомсвязи уверены, что потеря спутника не повлияет на сроки «оцифровки» страны.
«Событие, конечно, крайне неприятное, — заявил Малинин. — Мы сильно на него рассчитывали не только с точки зрения «цифры», но и с точки зрения поддержания действующей аналоговой сети. Но на сроки цифровизации это не повлияет. Повлияет, скорее всего, на темпы подключения приставок населению. Сеть будет строиться, но передатчики будут вводиться в строй позже. Единственное, что запуск на стационарную промышленную эксплуатацию ряда объектов будет перенесен на следующий год. Не пострадают те регионы, где есть локальные наземные сети распространения, — Курская область, Калининградская область». Замминистра добавил, что сейчас нужно немного времени, чтобы закончить анализ ситуации в других регионах.
На «Экспресс-АМ4» надеялись и компании, работающие на рынке связи.
На протяжении последних лет России требовался новый спутник на орбиту 80 градусов в.д. Сейчас там находится аппарат «Экспресс-АМ2», но он частично вышел из строя. ФГУП «Космическая связь» вела переговоры с европейским спутниковым оператором Eutelsat о переводе на эту орбиту ее спутников, однако сделка заключена не была. В итоге российским компаниям приходилось искать другие возможности «выхода в космос», в том числе подключаться к американскому телекоммуникационному спутнику Intelsat-15, находящемуся на орбите 85,15 градусов в.д.
Когда стало известно о предстоящем запуске «Экспресса-АМ4», некоторые компании (какие именно, официально пока не сообщается, но, как выяснила «Газета.Ru», одной из них является «РТКомм», входящая в группу «Ростелеком») заключили договоры с ФГУП «Космическая связь» об аренде мощностей спутника.
«Мы планировали использовать этот спутник для тестирования абонентских терминалов Ка-диапазона, которые должны быть созданы к концу следующего года, — рассказал представитель «РТКомм» Алекснадр Степанов. — Теперь будем искать другие варианты тестирования — возможно, с использованием зарубежных спутников. Эту технологию уже используют за рубежом, но такого опыта в России еще нет».
Эксперты расходятся во мнении, приведет ли потеря спутника к росту цен в сфере связи.
«Сейчас наблюдается очень высокий спрос на услуги аренды спутниковых каналов связи, и этот спрос останется неудовлетворенным», — говорит Степанов. Но это не приведет к росту цен, они и так очень высокие, считает представитель «РТКомм».
В то же время Константин Голиков из консалтингового центра «Телекомпас» считает, что после потери «Экспресс-АМ4» стоимость аренды каналов связи на работающих спутниках «как минимум не снизится, а возможно, возрастет».
Говорить о виновных в потере спутника можно будет только после того, как комиссия Роскосмоса установит причину сбоя запуска.
Эксперты сравнивают нынешнюю потерю по масштабам с утратой трех спутников ГЛОНАСС 5 декабря 2007 года. Спустя два дня Генпрокуратура по поручению президента РФ Дмитрия Медведева приступила к проверке производителей ракеты «Протон» и разгонного блока ДМ-3 — РКК «Энергия», а также организации работы на космодроме Байконур. Проверка подтвердила, что сотрудники РКК «Энергия» неправильно рассчитали объем топлива для разгонного блока, перелив составил 1,5 тонн, а на Байконуре не проверили расчеты. Было возбуждено уголовное дело, которое передано в Следственный комитет. Также приказом Медведева был уволен глава комиссии по подготовке к запуску заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский, а глава Роскосмоса Анатолий Перминов получил выговор. 29 апреля 66-летний Перминов был освобожден от своей должности (официально, в связи с достижением им пенсионного возраста).