О том, что Эдуард Разин, главный автор жалоб на условия содержания в областной больнице имени Гааза в Санкт-Петербурге (ФБЛПУ ОБ им. Ф.П. Гааза УФСИН России по СПб и ЛО), скоро будет этапирован в Карелию, он сам узнал в четверг вечером. Как рассказал по телефону заключенный, после того как он рассказал «Газете.Ru» о том, что за полгода в больнице от недостатка лечения умерло порядка 30 человек, ему объявили взыскание, а затем сообщили, что переводят его в одну из карельских колоний: «Официально мне сказали, что я в неположенное время смотрел телевизор, хотя я понимаю, что все дело в том, что я рассказал о происходящем в больнице СМИ, а теперь вообще хотят убить». Больному ВИЧ и туберкулезом Разину, утверждает он, уже выдали справку о том, что он здоров и готов к пересылке. «Вместе со мной хотят переправить в Карелию еще трех совсем тяжелых ребят. У них те же болезни, и, судя по их состоянию, им недолго осталось», — говорит Разин.
Адвокат Разина Дмитрий Динзе уверен, что в Карелии Разин не выживет.
«Для него это равносильно смерти. Там вообще нет шансов на получение какой-либо комплексной терапии, там даже от туберкулеза еле лечат», — сказал защитник. Как ранее говорил «Газете.Ru» активист помогающей ВИЧ-позитивным организации «Свеча» Денис Годлевский, он и его коллеги не раз получали жалобы на неоказание помощи от заключенных из Карелии, а сейчас пытаются добиться возбуждения уголовного дела по факту смерти нескольких заключенных, которых от туберкулеза не лечили вообще.
По мнению Динзе, этапирование Разина и других заключенных напрямую связано с проверкой, которую в пятницу начал ФСИН. Как сообщила накануне русская служба «Би-би-си» со ссылкой на официального представителя ведомства Александра Кромина, проверяющие отправились в больницу Гааза после публикации в «Газете.Ru». В пятницу он подтвердил эту информацию. «Да, проверка идет. Она закончится, когда закончится, и больше я сейчас ничего говорить не буду», — сказал Кромин «Газете.Ru», отказавшись от дальнейших комментариев.
Санитарный врача УФСИН по Петербургу и Ленобласти Виталий Савченко, в свою очередь, обвинения в адрес больницы Гааза отвергает.
«Информация в статье «Газеты.Ru» не соответствует действительности. Несмотря на то что лечение ВИЧ отдано в ведение пенитенциарной системы, мы не изолированы от гражданской системы. Областной и городской центры СПИДа с нами взаимодействуют, помогают проводить как обследование, так и лечение. Что касается жалоб, то лечение, безусловно, тяжелое. Например, больному прописывается курс, таблетки. Он начинает их принимать. Ему становится значительно хуже, и он отказывается от лечения. И мы уже ничего не можем с ним поделать. А у него последняя стадия. Результат плачевный», — сказал Савченко.
Однако Динзе настаивает, что на сотрудниках ФСИН лежит не меньшая ответственность. «Иначе бы они не начали срочно этапировать людей. Уверен, что об этой проверке в больнице узнали заранее и теперь пытаются подчистить показатели и замести следы», — считает Динзе.
Адвокат уже передал телеграммы в прокуратуру и управление Следственного комитета по Санкт-Петербургу с требованием провести проверку по факту заявлений Разина и других заключенных. «Руководство больницы Гааза, дабы скрыть все обстоятельства, в срочном порядке направляет тяжело больных лиц с отметкой «здоров» на этапы в различные колонии. На основании изложенного, я прошу вас провести проверку указанных фактов и приостановить этапирование тяжелобольных», — говорится в телеграммах.
Ни в Следственном комитете, ни в прокуратуре Санкт-Петербурга обращение Динзе пока не комментируют.
Тем временем провести собственную проверку уже собираются члены петербургской общественной наблюдательной комиссии (ОНК).
Член ОНК и председатель городского филиала «Мемориала» Владимир Шнитке сообщил «Газете.Ru», что с коллегами приедет в больницу Гааза с ревизией через неделю. «Кроме того, в сентябре у нас центральное совещание по подведению итогов работы тюремной медицины, и больница Гааза там также будет обсуждаться. Те факты, которые изложил Разин, для нас не новы: жалобы на это учреждение появлялись и ранее», — сказал он. Шнитке считает, что ситуация в больнице Гааза – показатель того, что переподчинение тюремных медиков Санкт-Петербурга и Ленобласти центральному аппарату ФСИН оказалось неэффективным. Эти кадровые изменения ведомство в качестве эксперимента ввело в 2010 году после скандала из-за смерти в СИЗО юриста Сергея Магнитского, чтобы сделать медиков ФСИН более независимыми от начальства колоний и изоляторов. «Как оказалось, эта мера провальная, и мы это предсказывали. Из-за этого эксперимента случилось перемешивание должностей, многим понизили зарплату, поэтому люди стали расходиться», — сказал Шнитке. Во ФСИН, добавил правозащитник, это уже осознали. «Руководство ведомства уже пересматривает свою позицию по этому вопросу, но я не могу сказать, что это конкретно проблема Ленобласти: вся тюремная медицина в ужасном состоянии, по всей стране, и дело далеко не во врачах», — считает Шнитке.