В среду Генеральная прокуратура представила предварительный отчет о проверке водного транспорта, проведенной после крушения теплохода «Булгария» 10 июля, унесшего жизни 122 человек. «Обстановка на внутренних водных путях остается сложной», — констатировали в пресс-службе надзорного ведомства.
В ходе проверки прокуроры внесли более 550 представлений об устранении нарушений.
Свыше 800 человек привлечены к дисциплинарной и административной ответственности
В суды было направлено около 500 исковых заявлений. 20 выявленных фактов нарушений могут потянуть на уголовные дела. Сейчас собранные материалы переданы следователям, решается вопрос о возбуждения уголовного дела.
Уже расследуются шесть уголовных дел.
«Речь идет о злоупотреблении полномочиями в коммерческой организации, служебном подлоге, а также оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности жизни и здоровья пассажиров», — пояснили в Генпрокуратуре.
В частности, одно из дел было возбуждено в Хабаровске по факту нарушения перевозки детей по статье 238 УК (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Скорее всего, прокуроры имеют в виду прогулку на судне детей из коррекционного детского дома: на борту было 94 ребенка и всего 13 спасательных жилетов.
Прокуроры отметили, что судовладельцы зачастую безответственно относятся к поддержанию надлежащего технического состояния кораблей и обеспечению безопасности плавания. «Повсеместное распространение получили факты судоходства с неукомплектованными экипажами, без разрешительной документации, учета предельной пассажировместимости, необходимых спасательных средств», — говорят в Генпрокуратуре. Кроме того, на судах используется не сертифицированное спасательное оборудование, на некоторых стоят двигатели, не соответствующие судовым документам. «А некоторые капитаны использовали навигационные приборы с контрафактным программным обеспечением на иностранном языке. Такие случаи были выявлены в Санкт-Петербурге, в Татарстане, Чувашии и Нижегородской области», — добавили в Генпрокуратуре.
В надзорном ведомстве связали многочисленные нарушения с отсутствием должного контроля над водным транспортом.
«Установлено, что Речной регистр выдает свидетельства о годности к плаванию судов, не отвечающих установленным требованиям, — заявили в Генпрокуратуре. — Незаконно продлеваются сроки действия классификационных свидетельств пассажирских судов, необоснованно переносятся ежегодные переосвидетельствования на более длительный срок. Только после вмешательства органов прокуратуры суда были признаны непригодными к плаванию, а ранее выданные свидетельства аннулированы».
Ряд вопросов возник у прокуроров и к Ространснадзору, чья «деятельность также не отвечает предъявляемым требованиям».
В результате Генпрокуратура внесла в адрес руководителей Речного регистра и Ространснадзора представления с требованием обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства при исполнении полномочий в сфере безопасного плавания судов.
Еще одно представление было направлено министру транспорта России с требованием принять конкретные меры к совершенствованию нормативного правового регулирования.
Между тем в конце июля на совещании в Минтрансе членов Общественной палаты глава министерства Игорь Левитин заявил, что нет необходимости менять законы из-за трагедии с теплоходом «Булгария».
«Законодательной базы достаточно, чтобы трагедия была предотвращена, — заявил министр. — Ужесточение ударит по добросовестным судовладельцам. А трагедия произошла с недобросовестными». Он пояснил, что нужно требовать выполнения уже существующих нормативов. «Но у каждого причала инспектора не поставишь», — заметил Левитин.
У министра транспорта свой взгляд на исправление ситуации на реках. Он предлагает подключить к контролю за безопасностью всех участников речного движения.
Например, создать для частных портов такие условия, чтобы они сотрудничали с Минтрансом и при заключении договора на обслуживание с судовладельцем обращали внимание на его надежность и наличие у него лицензии. Также в министерстве планируют сделать ставку на капитанов, так как они являются последней инстанцией, решающей следовать ли закону или преступить его. Глава министерства особенно подчеркнул, что, как ни ужесточай законы и требования, последнее слово остается за капитаном. «Надо поднимать статус капитана, его авторитет. Может быть, надо сделать клуб капитанов, которые могли бы нам подсказать, что надо поменять в законодательстве», — сказал Левитин.
Тем временем продолжается расследование уголовных дел, возбужденных в связи с крушением «Булгарии». В среду в Казани глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин осмотрел поднятый в док теплоход, а затем провел оперативное совещание. Детали заседания не оглашаются. Известно только, что следственная группа отчиталась о проведенных мероприятиях, а затем был совместно выработан план дальнейших действий.
По факту крушения «Булгарии» возбуждены четыре уголовных дела.
Были арестованы субарендатор теплохода «Булгария» Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Им предъявлены обвинения по двум статьям: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Еще два уголовных дела были возбуждены в отношении капитанов судов, прошедших мимо терпящих бедствие людей.