Родственники президента компании «Китэлитнедвижимость» Веры Трифоновой, скончавшейся, как и юрист Hermitage Capital Сергей Магнитский, в СИЗО (Трифонова умерла от сахарного диабета), намерены реабилитировать ее в суде. Об этом «Газете.Ru» рассказал адвокат Владимир Жеребенков, представляющий интересы ее семьи.
30 августа он собирается заявить ходатайство о снятии с рассмотрения в Одинцовском городском суде Московской области дела в отношении предполагаемых подельников Трифоновой — Георгия Шамиряна и Юрия Шубина.
Такая возможность появилась после того, как Конституционный суд России признал незаконными нормы Уголовно-процессуального кодекса (УПК), позволявшие следствию и судам прекращать уголовные дела в связи со смертью подозреваемых и обвиняемых без согласия их родственников. Во вторник Генпрокуратура России возобновила дело в отношении юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, скончавшегося в 2009 году в СИЗО. «В нашем случае Генпрокуратура молчит, но мы тоже будем на этом настаивать», — сказал Жеребенков.
«В первую очередь это позволит реабилитировать Веру Трифонову, — отметил адвокат. — Сейчас по причине ее смерти мы не можем выяснять обстоятельства, касающиеся Веры Владимировны, не можем допросить в суде дополнительных свидетелей, которые в деле связаны только с ней. Поэтому это также позволит допросить их и рассмотреть дело более объективно и всесторонне».
Вера Трифонова была арестована в декабре 2009 года по обвинению в мошенничестве. По версии следствия, она вместе с депутатом магаданской областной думы Георгием Шамиряном пыталась продать председателю правления «МФТ-Банка» Павлу Разумову место сенатора в Совете федерации за $1,5 млн. Шамиряна и Трифонову задержали при получении денег в подмосковной деревне Жуковка. Банкир заявил, что депутат Шамирян и приходившие вместе с ним на «переговоры» Трифонова и Шубин — мошенники.
Родственники и адвокат Трифоновой считают, что в основе обвинения лежат провокационные действия сотрудников ДЭБ МВД России. «Переданные деньги принадлежат ДЭБ МВД, — рассказывает адвокат. — Их Шамиряну вручал сотрудник ДЭБ МВД, работавший под прикрытием. Мы до сих пор не знаем, кто он, нам не дают об этом данных. По закону об оперативно-розыскной деятельности, оперативным сотрудникам запрещено инициировать такие действия, есть и соответствующее решение Европейского суда. Такие действия являются провокационными». По его словам, незадолго до своего ареста Трифонова и ее коммерческий партнер Игорь Ланцов выиграли тендер на покупку земли в Одинцовском районе. На покупку этой земли Трифонова одолжила Ланцову крупную сумму, а когда предпринимательница стала требовать возврат долга, ее привлекли к ответственности. По словам Жеребенкова, ее бывший коммерческий партнер сейчас проходит по делу как свидетель.
Трифонова еще до своего ареста страдала хроническим заболеванием: у нее давно диагностировали диабет, а в изоляторе к нему добавились осложнения. Когда Трифоновой продлевали срок ареста, она лежала в реанимационном отделении больницы. 6 апреля 2010 года адвокат принес справку из ГКБ № 20, в которой говорилось, что Трифонову нельзя держать в изоляторе, но судья оставила ее за решеткой. 17 апреля защита попросила отпустить обвиняемую под залог 520 тысяч рублей и опять получила отказ. 30 апреля Вера Трифонова умерла. Решение судьи Ольги Макаровой о ее аресте в середине мая было признано незаконным, сама судья покинула свой пост.