Заведено новое уголовное дело в отношении сотрудников Камского речного пароходства, которому принадлежало затонувшее судно «Булгария». Об этом в четверг сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на представителей пермской транспортной прокуратуры. Дело возбуждено по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) в отношении неустановленных лиц: следствию еще предстоит найти виновных.
В четверг также был задержан и допрошен капитан судна «Арбат» Юрий Тучин, подозреваемый в том, что 10 июля прошел мимо пассажиров потерпевшего крушение теплохода «Булгария».
Дело возбуждено по ст. 270 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). «В настоящее время проводится комплекс следственных действий в отношении капитана и документов судна «Арбат», находящегося в Ленинградской области», — сообщает Следственный комитет России. По завершении осмотра сухогруза Тучин будет доставлен к следователю в Казань для повторного допроса.
Ранее уже был допрошен капитан судна «Дунайский 66» Александр Егоров, его отпустили под подписку о невыезде. Рассматривается вопрос о временном отстранении Егорова от должности. Следователи продолжают изучать документы, изъятые с судов «Дунайский 66» и «Арбат».
13 июля Вахитовский районный суд Казани арестовал обвиняемых по основному делу о крушении «Булгарии» — субарендатора судна, генерального директора компании ООО «Аргоречтур» Светлану Инякину и принявшего ремонт «Булгарии» старшего эксперта камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова. Обвиняемым инкриминируется ст. 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) и ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта).
В рамках прокурорской проверки по факту крушения «Булгарии» было вынесено представление об устранении нарушений закона начальнику управления на транспорте МВД по Приволжскому федеральному округу Владимиру Берглезову. Приволжская транспортная прокурора установила, что теплоход из-за бездействия сотрудников транспортной полиции незаконно выполнил в июне-июле 2011 года пять круизов по различным маршрутам. Представление также было вынесено начальнику Волжского управления государственного морского и речного надзора (УГМРН) Ространснадзора Петру Комкову. Ведомство при проверке документов ООО «Аргоречтур» 1 июня 2011 года издало акт о готовности соискателя к соблюдению требований и условий при перевозках пассажиров. Однако проверка компании и, в частности, судна «Булгария» не проводилась. За выпуск «Булгарии» в рейс был уволен директор Казанского пассажирского порта Рашид Сафин. Новым директором порта назначен Эдуард Хайруллин, ранее исполнявший обязанности заместителя по эксплуатации судов, передает «Интерфакс».
Между тем в четверг закончилась подготовительные работы к поднятию «Булгарии» со дна.
Начались работы по герметизации люков и иллюминаторов, позже будет произведена откачка воды.
Точное время подъема судна пока не определено, но после того, как это случится, «Булгарию» доставят в плавучий док, находящийся в поселке Куйбышевский Затон республики Татарстан. Сразу же к его осмотру приступят следователи, так как предполагается, что на борту все еще могут находиться погибшие.
Накануне на заседании общественного совета в Министерстве транспорта, посвященном крушению «Булгарии», обсуждали, какие именно действия необходимо предпринять, чтобы предотвратить новые крушения.
Глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что нет необходимости менять законы из-за трагедии с теплоходом «Булгария».
«Законодательной базы достаточно, чтобы трагедия была предотвращена, — заявил министр. — Ужесточение ударит по добросовестным судовладельцам. А трагедия произошла с недобросовестными». Он пояснил, что нужно требовать выполнения уже существующих нормативов. «Но у каждого причала инспектора не поставишь», — заметил Левитин. В качестве одной из возможных мер он предложил создать для частных портов такие условия, чтобы они сотрудничали с Минтрансом и при заключении договора на обслуживание обращали внимание на надежность судовладельца и наличие у него лицензии.
Помимо этого Левитин предложил членам совета обсудить возможность введения статуса перевозчика, которого сейчас нет в речном судоходстве. Сейчас любой желающий может зарегистрировать фирму, взять на лето в аренду теплоход и зарабатывать. «Но это низкорентабельный бизнес, и если работать легально, платя налоги, то за четыре месяца с одного корабля не заработаешь», — пояснил министр. Он предложил выдавать разрешения только тем компаниям, у которых есть несколько судов. Глава министерства особенно подчеркнул, что, как ни ужесточай законы и требования, последнее слово остается за капитаном.
«Надо поднимать статус капитана, его авторитет. Может быть, надо сделать клуб капитанов, которые могли бы нам подсказать, что надо поменять в законодательстве», — сказал Левитин.
Теоретически у речного флота есть свои диспетчеры, как в авиации. «Но капитаны обязаны сами связываться с ними и сообщать информацию о рейсе, числе пассажиров, районе плавания. Капитан «Булгарии» ничего не сообщил — видимо, из-за того что у него не было лицензии», — заявил в свою очередь заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк.
Обсуждая ситуацию вокруг эксперта камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, который был задержан следователями по подозрению в халатности, члены совета заслушали генерального директора службы Евгения Трунина. Он завил, что инспектор действовал согласно правилам, которых в Речрегистре насчитывается «5 томов, и каждый в красной обложке».
Трунин заявил, что весной инспектор проверил теплоход и обнаружил на нем неисправный двигатель, который к 15 июня был заменен.
После этого теплоход был признан годным к плаванию. Правда, 10 июля на судне опять не работал двигатель, но на это глава Речрегистра заявил, что его ведомство не контролирует дальнейшую работоспособность теплоходов. Когда же у Трунина уточнили, почему его инспектор не заметил, что технические отсеки переоборудованы для пассажиров (это запрещено законом), то он пояснил, что кроватей на момент прихода инспектора, скорее всего, не было. «Их, наверное, принесли позже», — предположил Трунин.
Присутствовавшие на совете представители судовладельческих компаний предложили министерству позволить им заняться саморегулированием отрасли, так как на реке «все друг друга знают». Левитин пообещал рассмотреть этот вариант.
Выжившие пассажиры рассказывали, что вода появилась внезапно и непонятно откуда. Об этом на заседании Общественного совета сообщил руководитель рабочей группы Общественной палаты Татарстана по экономике Мунир Гафиятуллин.
Его племянник Руслан с беременной женой были на «Булгарии».
Руслан вышел из каюты на крики посмотреть, что происходит, и в этот момент его унесла прибывающая вода. «Его смыло и унесло куда-то, он оказался в ловушке, ему пришлось выбивать иллюминатор ногами, — рассказал Гафиятуллин. – Если бы у окон был молоток, то разбить стекло было бы гораздо легче. Он даже вытащил какую-то женщину и несколько детей, думал, что спасает жену… Но это была не она». На могиле погибшей указано имя ее нерожденной дочери. Сам Гафиятуллин много лет назад тоже плавал на «Булгарии». «Иллюминаторы находились очень низко над водой, а в каютах всегда было жарко, поэтому мы их открывали, а команда ходила по каютам и кричала на нас, требуя закрыть окна», — пояснил он.