О задержании начальника ОВД Верхней Пышмы, расположенной неподалеку от поселка Сагра Свердловской области, где в ночь на 2 июля произошла массовая драка, Следственный комитет (СК) заявил в четверг. По словам представителей ведомства, Марату Халимову инкриминируется ст. 293 (халатность) Уголовного кодекса. Это решение в СК приняли на основании материалов проверки областной прокуратуры, сотрудники которой спустя два дня после побоища заявили, что у них есть масса вопросов к местным полицейским.
Как и говорили жители Сагры, конфликт с группой азербайджанцев, приехавших в поселок с обрезами и ножами на 16 машинах, возник не случайно: к массовой драке все шло несколько дней.
«Конфликт произошел вследствие длительного непринятия Халимовым мер по надлежащему контролю за деятельностью подчиненных сотрудников ОВД на обслуживаемых административных участках, а также отсутствия пункта участкового уполномоченного милиции в поселке Сагра», — сказали в СК.
Когда в поселок приезжали разбираться прокурор Свердловской области и губернатор, представители областного ГУВД утверждали, что не могли знать о происходящем в поселке ни до, ни после побоища, так как к ним никто из местных жителей за помощью не обращался. Ранее в ведомстве говорили «Газете.Ru», что, хотя и узнали о драке уже после того, как она состоялась, оперативно задержали ее возможных участников и весь следующий день «проводили в поселке профилактические мероприятия».
Однако, как рассказала «Газете.Ru» представляющая интересы одного из жителей Сагры адвокат Анастасия Удеревская, у нее в распоряжении имеется детализация звонков в верхнепышменское ОВД в ночь на 2 июля. «Люди звонили еще до того, как эта колонна с бандитами подъехала к поселку. Эти азербайджанцы же по дороге на нескольких людей напали. Их видел еще один житель, выезжавший из поселка, и предупредил местных. Те стали в милицию звонить», — сказала Удеревская. По ее словам, данные о звонках она собирается передать следователям.
Впрочем и без этого документа претензий у СК к местным полицейским хватает. В ходе разбирательства выяснилось, что зачинщик конфликта, вызвавший группу азербайджанцев из Екатеринбурга, 16 лет находился в федеральном розыске. Цыган, представлявшийся Сергеем Красноперовым, на самом деле оказался Вячеславом Лебедевым. Как установили сотрудники СК, он жил по поддельному паспорту и переехал в Сагру, чтобы скрыться от правоохранительных органов.
В федеральный розыск его объявили за хулиганство и применение насилия в отношении представителя власти.
Собственно, и конфликт с Лебедевым-Красноперовым у жителей Сагры возник из-за его криминальных наклонностей. Селяне неоднократно жаловались полицейским, что цыган, арендующий дом на окраине Сагры, торгует наркотиками, а его наемные работники обворовывают местные дачи. Однако представители и местного ФСКН, и местного ГУВД в один голос говорили, что версия о торговле наркотиками не подтверждается ни по оперативным, ни по официальным данным, а сам цыган вообще никогда не попадал в поле зрения правоохранительных органов и зарабатывал на жизнь скупкой металлолома и владел «убитой лесопилкой».
Правда откуда у владельца лесопилки нашлись такие обширные связи среди вооруженных жителей Екатеринбурга, в правоохранительных органах объяснить не смогли. Кроме того, рассказала Удеревская, среди приезжавших в Сагру азербайджанцев были и члены преступных группировок, в том числе «весьма авторитетные». «Жена этого Лебедева на допросах в открытую сказала, что связывалась с неким Магомедом Бековым, а у него, по нашим данным, есть связи с этническими преступными группировками. По нашей версии, наркотиками цыган все же торговал, а из Екатеринбурга к нему приезжала его «крыша», — сказала адвокат. Удеревская призналась, что, чем больше вникает в историю драки в Сагре, тем больше ей кажется, что сотрудники местной полиции не столько проявили безразличие к происходящему, сколько намеренно игнорировали эскалацию конфликта. «Очень много вопросов ко всем органам насчет коррупционной составляющей. Во всяком случае, ГУВД сейчас выглядит наихудшим образом», — сказала она.