«Здесь, конечно, будет легче. Единственное, у нас в Сибири, понимаете, вода светлей», — говорили о предстоящих работах в Волге, на месте крушения электрохода «Булгария», приехавшие с Саяно-Шушенской ГЭС водолазы. Из Хакасии в Татарстан прилетели четыре человека — они будут искать тела утонувших в каютах круизного судна. Под палящим солнцем глава МЧС Татарстана Рафис Хабибуллин объяснял журналистам, что хакасских водолазов вызвали, чтобы «искать людей в темноте». Два года назад, после катастрофы на ГЭС, им приходилось нырять в кромешную тьму — на глубину 25 метров, под бетонные обломки, в воду, залитую машинным маслом.
«Булгария» лежит на дне Волги на глубине 14 метров, под водой видно «на расстоянии вытянутой руки».
«Главное, что здесь нет водоворотов и такого сильного течения, при котором нельзя работать», — говорит хакасский спасатель.
Один из координирующих работу ныряльщиков сотрудник МЧС (назвать свое имя он отказался) сказал «Газете.Ru», что в некоторые каюты водолазы все еще не могут попасть: судно лежит на боку, разбито на три части, многие помещения фактически блокированы, какие-то заперты. «Это основная сложность. После крушения вылилось масло, но сейчас в воде его нет», — говорит собеседник.
В лагерь на берегу Куйбышевского водохранилища прибывают новые отряды МЧС. Во вторник там появились красные и зеленые палатки водолазов Сочи, Архангельска и байкальской команды. Поселок Куйбышевский Затон, на окраине которого разбит лагерь, посетили и судмедэксперты, ранее работавшие на месте катастрофы Ту-134 под Петрозаводском. Они рассказали, что только что к берегу прибило тело женщины, возможно, тела будет относить к поселку еще нескольких дней. «Лучше, конечно, их вытащить сегодня, вода теплая, трупы начнут скоро разлагаться, и опознать тела будет труднее», — наспех объяснили эксперты-медики и отправились к машинам.
Сотрудники штаба обновляли приклеенные скотчем к палатке с едой списки погибших и пострадавших только раз в три часа. За день до этого родственники тогда еще пропавших без вести пассажиров возмущались работой штаба. Друзьям и родным пропавших пообещали, что в лагере они смогут опознать своих близких по снимкам. В итоге в штаб принесли только несколько фотографий, и родственники требовали ответа. Во вторник тела было решено везти сразу в республиканский морг, где официально началось опознание.
В лагерь приехали только 15—20 родственников пассажиров «Булгарии», которые захотели в день траура спустить на воду на месте крушения электрохода венки.
К лежащему на глубине электроходу их подвезли на катере, на берег его пассажиров выводили уже за руки и приводили в чувства нашатырным спиртом психологи МЧС. Большинство родственников и друзей пассажиров «Булгарии» остались в Казани и к 12.00 пришли на причал. К этому времени почтить память погибших собралось несколько тысяч человек. Приехали министр транспорта Игорь Левитин и президент Татарстана Рустам Минниханов. В траурной толпе федеральный чиновник Левитин зачем-то устроил показательную порку — стал выяснять, когда же полностью отремонтируют казанский порт. Накануне президент Дмитрий Медведев говорил ему о необходимости ремонта всех гражданских судов.
Через час люди переместились в морг, где началось опознание погибших. «Сейчас все хорошо и организовано, — рассказывает одна из родственниц пассажиров «Булгарии» Елена. — Нам сначала выносят фотографии, в разных ракурсах, мы опознаем. Иногда удается опознать по характерным приметам. Нас кормят, работают психологи, врачи. И москвичи, и наши все хорошо организовали. Сразу после опознания выдают свидетельство о смерти, можно забрать тело». Елена к 18.00 опознала уже два тела. Кто погиб в ее семье, она говорить отказалась.
По официальным данным к вечеру вторника, спасатели достали из Волги 92 тела. Утром в среду стало известно, что число погибших достигло 100, больше 80 уже опознаны. В списке пропавших без вести осталось 29 человек.
Водолазам удалось сначала вскрыть трюм «Булгарии», а потом попасть в музыкальный салон. Когда судно резко наклонилась вправо, там находились десятки пассажиров. Однако водолазы стараются избегать вопросов о музыкальном салоне: перед крушением в этом помещении собрали на представление почти всех детей — больше 30.
На воде, в месте, где затонула «Булгария», также работает свой штаб, с виду не внушительный: катер, баржа и трехпалубное судно. За два километра от правого берега Куйбышевского водохранилища и за 6 километров от левого третий день живут около 70 водолазов. Большинство — как раз на трехпалубном корабле «Арабелла», который вытащил в воскресенье из воды выживших пассажиров и привез на причал в Казань. Когда они сошли на берег, «Арабелла» отчалила и снова вернулась в Куйбышевское водохранилище. Капитан судна 30-летний Роман Лизалин поставил корабль на якорь и разместил на нем участвующих в спасательных работах водолазов. Знакомые капитана, которого в Казани теперь считают героем, вспоминают, что десять лет назад в Петербургском речном порту 20-летний моторист Лизалин стоял у взорвавшегося котла теплохода «Константин Циолковский», получил сильные ожоги, но работу не бросил. В ЧП тогда пострадала только команда: взрыв прогремел за несколько часов до того, как на «Циолковский» должны были взойти туристы. С воскресенья со своего корабля «Арабелла» капитан Лизалин уходил один раз, рассказывают в штабе. Он летал на день в Москву, чтобы принять участие в программе «Пусть говорят» на Первом канале. Теперь, чтобы не отвлекаться от работы, как сообщило «Газете.Ru» начальство капитана, он намерен «сломать сим-карту».