В четверг в аэропорту Домодедово прошли обыски. Как сообщила пресс-служба Следственного комитета, обыски в офисах управляющих компаний, «осуществляющих хозяйственную деятельность и обеспечивающих транспортную безопасность на территории аэровокзального комплекса», проводились в рамках расследования уголовного дела о нарушениях транспортной безопасности в Домодедово. Дело было возбуждено после теракта, произошедшего в конце января этого года.
Как сообщили в Следственном комитете, «работа центра управления авиационными полетами, а также иная деятельность аэропорта Домодедово, связанная с безопасностью полетов граждан, в ходе проведения следственных действий не нарушена». Тем не менее комментарии пресс-службы аэропорта получить пока не удалось: во второй половине дня телефоны не отвечали.
Взрыв в международном терминале Домодедово прогремел 24 января. По предварительным данным, террорист-смертник прошел в зал прибытия, где стояли толпы людей — встречающие и таксисты. Охрана просила людей сделать коридор для выходящих пассажиров — как раз в это время приземлился самолет рейсом из Душанбе. В этот момент на середину пустого пространства вышел мужчина в черной куртке с большой сумкой — смертник. Он привел в действие взрывное устройство, находящееся в сумке. Эксперты оценили мощность устройства до 7 килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва погибли 37 человек, около двухсот были ранены.
Сразу после теракта президент России Дмитрий Медведев возмутился недостаточными мерами безопасности в аэропорту, назвав систему безопасности в Домодедово «анархией».
Президент потребовал установить меру ответственности как правоохранительных органов и чиновников, так и менеджмента Домодедово. «Имеющиеся данные с места преступления свидетельствуют: была просто анархия, заходили из любых мест. Контроль передвижения в лучшем случае был частичный и практически не распространялся на тех, кто встречает пассажиров», — возмутился президент, выступая на коллегии ФСБ.
Следственный комитет РФ отреагировал незамедлительно. Буквально несколько часов спустя он распространил сообщение о возбуждении уголовного дела по нарушениям, допущенным в аэропорту Домодедово в сфере безопасности.
Дело было возбуждено «по факту неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры аэрокомплекса Домодедово» — то есть не против конкретных лиц. Для начала следствие собиралось проверить действия как руководства и службы безопасности аэропорта, так и сотрудников МВД.
После этого пресс-секретарь Домодедово Елена Галанова озвучила позицию руководства аэропорта: она заявила, что аэропорт не должен нести ответственность за произошедшее. По ее словам, службы авиационной безопасности аэропорта отвечают за безопасность в зоне, где находятся зарегистрированные пассажиры. А в общей зоне аэровокзала за безопасностью следят сотрудники линейного отдела внутренних дел на транспорте Домодедово. Всех входящих в аэропорт досматривали милиционеры линейного УВД, а сотрудники службы безопасности самого Домодедово такой досмотр проводить не имеют права. В свою очередь, сотрудники милиции заявили, что закон не дает им достаточно полномочий, чтобы обеспечить безопасность при входе в аэропорты и железнодорожные вокзалы.
По неофициальным данным, сотрудники следственной группы также изъяли документы, «которые позволят разобраться в вопросах владения акциями аэропорта», передает «Интерфакс» со ссылкой на источник в силовых структурах.
Государство уже не первый год предъявляет претензии к структуре собственности аэропорта Домодедово. Так, в 2004 году Росимущество в судебном порядке требовало расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово». ЗАО считалось аффилированным с «Ист Лайном», владельцем аэропортового комплекса. Тогда эксперты заговорили о перспективе национализации аэропорта. Спор был урегулирован решением президиума Высшего арбитражного суда в пользу «Ист Лайна» в 2008 году. Примерно в то же время Следственный комитет расследовал дело о рейдерском захвате аэропорта, рассказывал в марте этого года глава ведомства Александр Бастрыкин.
После январского теракта в аэропорту отношения между государством и Домодедово обострились.
Президент Медведев заявил, что за произошедшее «должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта».
В мае Генпрокуратура установила, что управление аэропортовым комплексом Домодедово осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах. Созданная схема, по мнению ведомства, «позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту Домодедово». Владелец московского аэропорта Домодедово — кипрский офшор Hacienda Investments Limited, уточнила Счетная палата России.
Но Генпрокуратура так и не смогла установить владельцев Домодедово. В ведомстве «так и не нашли ту самую «последнюю матрешку», говорил заместитель генпрокурора Александр Буксман, предложивший узаконить раскрытие информации о собственниках для офшоров.
Сразу после заявления Буксмана Домодедово объявило о подготовке к выходу на Лондонскую фондовую биржу, указав в качестве владельца бизнеса компанию DME.
Было указано, что «единственным и конечным бенефициаром 100% акций компании DME» является председатель совета директоров группы «Ист Лайн» Дмитрий Каменщик. (Впрочем, о том, что Каменщик — реальный владелец аэропорта, отраслевые эксперты у тому моменту говорили уже не один год).
Банки-организаторы IPO Домодедово оценили компанию в $3,5—7,5 млрд, но размещение было отменено из-за низкого спроса среди инвесторов. Альтернативой IPO может быть частное размещение, говорили аналитики и советовали закрыть сделку до президентских выборов. По неофициальной информации, структуры бывшего советника президента Игоря Юсуфова проявляли интерес к покупке пакета акций Домодедово.