«Здесь, вероятнее всего, произошла ошибка экипажа», — сказал президент Дмитрий Медведев в четверг о катастрофе самолета Ту-134 под Петрозаводском. О причине крушения Медведев заявил в редакции РИА «Новости» всего через два дня после катастрофы, когда выводы еще не успело сделать следствие. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) должен подготовить отчет о происшествии, который пойдет в материалы уголовного дела. Оно возбуждено по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее смерть двух и более человек).
Пока МАК успел сделать один вывод: «двигатели воздушного судна работали до его столкновения с землей, какой-либо информации от экипажа и по записям параметрического самописца об отказах или неисправностях систем самолета не зарегистрировано».
Комитет также сообщил, что запись с бортовых самописцев находится не в лучшем состоянии: «звуковая информация значительно зашумлена и имеется большое количество мест, требующих восстановления».
До президента об ошибке пилота Ту-134 в день катастрофы заявил вице-премьер Сергей Иванов. «Я не хочу предвосхищать следствие и все прочее, но по первым таким внешним данным очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он не на полосу зашел, а правее», — цитирует его РИА «Новости». После слов Иванова министр транспорта Игорь Левитин попросил не делать поспешных выводов о трагедии: «Хочу также попросить вас как членов комиссии не делать заявлений, не распространять информацию и не оглашать свои личные выводы о том, что произошло. Вопрос очень болезненный, острый, и до выводов МАКа мы не будем делать никаких предварительных выводов». Через два дня о виновности летчиков заявил президент, оговорившись, впрочем, что в выдвинутой им версии «нужно еще удостовериться, дождавшись доклада соответствующих ведомств».
Хотя предварительные экспертизы показали, что самолет был исправен, а ошибка пилота, видимо, является приоритетной версией следствия, Медведев предложил вывести из эксплуатации Ту-134.
«Я поручил министерству, чтобы готовили в целом форсированный вывод Ту-134 из эксплуатации. Это пора сделать», — сказал президент, комментируя катастрофу 30-летней «тушки». В России летают 95 лайнеров Ту-134. Различными модификациями владеют «Авиалинии Дагестана», «Джетталианс Восток», «Алроса Мирнинское АП», «Ижавиа», «Когалымавиа», «Космос», «Меридиан», «Ютэйр-Экспресс» (у нее 23 самолет Ту-134А, два Ту-134А-3 и один Ту-134Б), «Ямал», «Сириус-Аэро», «Оренбургские авиалинии», «Центр-Юг», «Катэкавиа», «Руслайн» и «Ютэйр», а также «тушки» есть в парке 223-го летного отряда. У авиакомпании «Русэйр», чей самолет рухнул во вторник, остались один Ту-134А, пять Ту-134А-3 и Ту-134Б-3.
Игорь Краевский из банка «Открытие» напоминает, что решение о замене Ту-134 власти «приняли несколько лет назад и большинство компаний уже вывели этот самолет из эксплуатации». Крупные авиакомпании, по мнению эксперта, смогут заменить его SSJ-100. Но «вывод из эксплуатации Ту-134 окажет давление на небольшие авиакомпании». «Дело не только в деньгах, но и в наличии самолетов», — поясняет эксперт. По его словам, чтобы заполнить парк, компаниям придется прибегнуть к банковским заимствованиям или объединяться — самолеты будут брать в операционный или финансовый лизинг.
Аналитик «Тройки Диалог» Михаил Ганелин говорит, что Ту-134 давно устарел и «стимулировать их ускоренный вывод из эксплуатации — правильное решение». «На регулярных рейсах Ту-134 практически не используются, и количество, которое осталось в парках авиакомпаний, должно быть списано в ближайшие годы. В целом вывод из эксплуатации Ту-134 никак не скажется на объемах авиаперевозок», — уверен специалист.
Авиакомпания «Ютэйр» подтвердила «Газете.Ru», что выводит «тушки» из эксплуатации уже более трех лет.
«Мы поэтапно сокращаем количество Ту-134 в парке, но делаем это прежде всего по экономическим соображениям. Самолеты новой генерации позволяют значительно уменьшить эксплуатационные расходы, затраты на топливо и воздействие на окружающую среду», — сказали в пресс-службе компании. Впрочем, в «Ютэйр» соглашаются, что прежде, чем вывести Ту-134, нужно знать, «на чем выполнять полеты в многочисленные аэропорты российского северо-запада и Сибири, взлётно-посадочные полосы которых не приспособлены для обслуживания современных российских и зарубежных самолетов». Например, как сказано на сайте администрации Карелии, аэропорт Бесовец, где произошла катастрофа Ту-134, может принимать только российские машины.
Источник в авиационных кругах сказал «Газете.Ru», что некоторые Ту-134 списывать смысла не имеет. «Несколько лет назад «Туполев» делал на базе Ту-134 два вип-самолета для одного из банков. Сейчас этого банка уже нет, а самолеты, судя по всему, кому-то были проданы. Но это были совершенно новые самолеты. Там была изменена вся авионика. От Ту-134 остался только фюзеляж, вся начинка была современной, роллс-ройсовские движки и масса другой новой авионики. Они были даже на выставке вип-авиации», — говорит он.
Эксперты отмечают, что Ту-134 — самолет достаточно надежный. «Ту-134 был и остается одним из самых надежных в истории гражданского самолетостроения СССР и России», — уверены в «Ютэйр». Пилот одной из российских авиакомпаний летал несколько лет на Ту-134 и называет машину «прекрасной и надежной».
Впрочем, он отмечает, что «тушки» — конечно, не Boeing»: многие маневры современных иностранных самолетов им не удаются, в ряде случаев ошибка пилота может стать фатальной именно на «Ту».
«Но посадить без происшествий можно и Ту-134», — говорил ранее в интервью «Газете.Ru» летчик. Катастрофа могла произойти из-за ошибки пилота, говорит он, но коллегу не винит. За повторные попытки посадить самолет, уход на второй круг пилотам приходится писать объяснительные — «неделю отписываться». «Пока не прекратится прямое или косвенное давление на пилотов, к сожалению, такие катастрофы будут происходить дальше», — уверен действующий летчик.