В среду в Мосгорсуде состоялись прения сторон по делу против участников одной из самых жестоких праворадикальных группировок — «Национал-социалистического общества» (НСО (организация запрещена в России)-Север»). Об этом «Газете.Ru» сообщил адвокат Дмитрий Бахарев. Всего на скамье подсудимых 13 человек: Виктор Апполонов, Виктор Вахромов, Сергей Голубев, Василиса Ковалева, Николай Михайлов, Константин Никифоренко, Леонид Рудик, Владислав Тамамшев, Евгений Чалков, Дмитрий Чечкин, Сергей Юров и предполагаемый лидер группировки Лев Молотков.
Им инкриминируют 27 убийств, в том числе и на национальной почве, несколько десятков покушений на «лиц неславянской внешности», участие в организованной преступной группе, серии терактов и грабежи — всего в деле почти 50 эпизодов.
Процесс проходит в закрытом режиме — об этом суд еще в начале разбирательства попросили несколько подсудимых, которые, как пояснил адвокат, «опасались за свою жизнь и здоровье». Дело рассматривает тройка судей Московского окружного военного суда. Процесс ведет военный суд, потому что подсудимому Юрову в вину вменяется еще и дезертирство. Впрочем, все заседания выездные и проходили в зале Мосгорсуда, который, как считается, может лучше обеспечить безопасность процесса.
Прокурор посчитал вину большинства подсудимых доказанной.
Семерых из них — предполагаемого лидера группировки Молоткова, Апполонова, Рудика, Чечкина, Юрова, Тамамшева, Михайлова — представитель гособвинения попросил приговорить к пожизненному заключению.
Для Ковалевой и Никифоренко прокурор потребовал 25 лет колонии, для Вахромова — 20 лет, для Чалкова — 15 лет заключения, а подсудимому Голубеву, который во время совершения преступления еще не достиг совершеннолетия, — максимально возможные 10 лет лишения свободы. Подсудимого Сергея Свиридова, по мнению гособвинения, нужно отправить за решетку на семь лет условно: как сообщалось ранее, Свиридов сотрудничал со следствием и проходил по делу как «малозначительный» участник.
По словам Бахарева, выступление прокурора на прениях заняло «около часа». Защита осталась недовольна: «Возмутил сам подход, фактически прокурор только перечислил сроки. Не было ни анализов, ни доводов».
После обвинения начали выступать адвокаты подсудимых. В четверг прения продолжатся выступлениями защиты. Участники ожидают, что в четверг суд назначит и дату вынесения приговора.
НСО изначально было создано как официальная организация в 2004 году помощником депутата Госдумы Дмитрием Румянцевым, но за годы своего существования превратилось в объединение ультраправых, в которое в разные годы входили члены разных группировок националистов. В 2008 году в движении произошел раскол: Румянцев покинул пост руководителя, а его место занял Максим Базылев, считавший, что походами на «Русские марши» и раздачей листовок националисты ничего не добьются. Движение перешло к радикальным мерам. В 2009 году Базылева арестовали, позднее он вскрыл себе вены в СИЗО.
По версии Следственного комитета, преемником Базылева стал 28-летний житель Сергиева Посада Лев Молотков, вступивший в НСО в 2007 году.
Следствие считает Молоткова лидером «НСО-Север» — банды, в которую и входили 13 подсудимых. С остальными подсудимыми Молотков познакомился в интернете. По данным прокуроров, за два года существования помимо десятков убийств группировка успела устроить серию взрывов в Подмосковье, а также подготовить теракт на Загорской ГАЭС, осуществить который им не удалось. Националисты скрывались от правоохранительных органов, меняя одну съемную квартиру за другой, но летом 2008 года ФСБ удалось выйти на их след. Как считают сами подсудимые, их сдал соратник. Молотков, Юров и Никифоренко на допросах сами рассказали, что расправились с приятелем, когда у них только появились подозрения на его счет. «Первое, что спросили у них милиционеры: «Где Мельник?». Они им и ответили: «Под деревом стукач лежит, пошли, покажем», — рассказал на условиях анонимности «Газете.Ru» один их участников процесса. После задержания Молоткова следователи быстро вышли и на остальных участников группировки. Один из них, Владислав Тамамшев, при задержании тяжело ранил сотрудника ФСБ.
В январе 2010 года дело так называемой банды Молоткова было передано в суд, предварительные слушания стартовали через полгода, в июле.
Как говорят адвокаты, доказательная база строится на чистосердечных признаниях подсудимых. Уже в суде некоторые обвиняемые от них отказались, говоря, что признания давали на допросах под давлением правоохранительных органов. Кто-то признает вину частично, отрицая только некоторые из эпизодов. Бахарев говорит, что его подзащитный Вахромов признает, что совершал преступления, но не в организованной группе, другие обвиняемые отрицают вменяемую им статью «терроризм». Ковалева, Голубев, Рудик, Чечкин свою вину полностью отрицают.