В четверг Главное следственное управление Следственного комитета РФ предъявило обвинение уроженцу Чечни 38-летнему Рустаму Махмудову по двум преступным эпизодам. Первый касается дела об убийстве Анны Политковской. «По версии следствия, именно Махмудов является исполнителем убийства журналистки «Новой газеты», — сообщили «Газете.Ru» в Следственном комитете. — Следствие собрало достаточные доказательства его вины». Махмудова обвиняют по пунктам «б», «ж», ч. 2 ст. 105 (убийство лица в связи с выполнением данным лицом общественного долга) и ч. 1 ст. 222 (незаконный оборот оружия) Уголовного кодекса. «В настоящее время проводятся следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на сбор и закрепление доказательств по делу, а также на установление и задержание пособников и заказчиков убийства Анны Политковской. Расследование уголовного дела продолжается», — добавили в СК.
Второй преступный эпизод, в котором обвиняют Махмудова, относится к 90-м годам прошлого века. Ему вменяется похищение человека и вымогательство.
В СК сообщили, что Махмудов похитил человека и «под угрозой насилия» требовал деньги от его близких. Кто был жертвой, в ведомстве не пояснили.
«Похищение, в котором обвинили Махмудова, произошло в Москве, — пояснил «Газете.Ru» адвокат Мурад Мусаев, представлявший в суде по делу Политковской интересы брата Махмудова Джабраила. — Это чистый криминал, без политики, без «чеченского следа», когда похищают людей в столице, увозят в Чечню. Нет, это был столичный бандитизм». Адвокат пояснил, что подробности дела ему неизвестны.
«Знаю только, что речь идет о выбивании долга, похищенного заперли в общежитии одного из институтов и требовали выплатить деньги», — добавил Мусаев.
По словам адвоката, в 1997 году было возбуждено уголовное дело по факту похищения человека. Тогда же Махмудов оказался подозреваемым и предпочел скрыться от правосудия в Бельгии.
«Мы знали про это дело о похищении, преступление совершила группа лиц, они были задержаны и осуждены, однако Махмудову удалось поменять паспорт и скрыться», — пояснил «Газете.Ru» шеф-редактор «Новой газеты» Сергей Соколов.
Между тем в СК отметили, что «Махмудов совершил в середине 90-х годов ряд других преступлений на территории Москвы».
О чем идет речь, в ведомстве не сказали. «У нас тоже есть такая версия, что он причастен к ряду других преступлений в Москве и не только в девяностых, но и в двухтысячных, — добавил Соколов. — Мы бы не хотели об этом говорить сейчас, чтобы не помешать следствию».
Следствие говорило о причастности Махмудова к убийству Политковской еще в 2008 году, в суде его имя называлось, когда речь шла о предполагаемом исполнителе преступления. По словам адвоката Мусаева, три года назад разыскиваемый обращался к следствию с предложением о сотрудничестве по делу Политковской, но просил защитить его от преследования по старому делу. «Он хотел прийти к следователю, но опасался, что его осудят по делу о похищении, этапируют в колонию и там будут пытать, выбивая показания по делу Политковской», — сказал Мусаев. Тогда следователи не согласились на подобную сделку.
Подозреваемый в убийстве журналистки был задержан три дня назад. Махмудова взяли в доме его родителей в Ачхой-Мартановском районе Чечни, до этого он скрывался в Европе. Председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину пришлось несколько раз лично встречаться с властями этого государства и убеждать их заняться поисками Махмудова. Как утверждал адвокат Мусаев, Махмудов хотел сдаться российским властям и с этой целью покинул безопасную Европу. «Если бы он сам пришел, то это вряд ли можно было бы назвать успехом следствия, — считает Мусаев. — А сейчас они могут говорить о задержании потенциального киллера».