В ближайшем будущем Россию может окружить сеть из датчиков, которые будут непрерывно мониторить состояние окружающей среды, выявляя техногенные опасности, угрожающие стране. Об этом в четверг заявил глава МЧС Сергей Шойгу. «Это система мониторинга и немедленного информирования», — пояснил министр на пресс-конференции, посвященной итогам морской экспедиции Русского географического общества к берегам Японии. Пока что это лишь идея, однако Шойгу пообещал к концу года написать «план и программу и предоставить ее на обсуждение заинтересованных ведомств». «Конечная цель — сделать жизнь чуть безопасней», — сказал Шойгу. В частности, Финляндия давно установила подобные датчики на границе с Россией, отметил он.
По идее министра, датчики необходимо поставить в первую очередь на опасных направлениях — на всех реках, втекающих на территорию России, а также рядом с предприятиями, расположенными недалеко от российской границы.
Теоретически в стране есть основа для создания такой системы. По всей России, в том числе и на границах, расположены лаборатории Росгидромета, которые непрерывно мониторят окружающую среду. «После цунами в Юго-Восточной Азии была сделана система оповещения в российских регионах, подверженных цунами, были установлены донные датчики», — добавил Шойгу. Сюда же можно отнести меры, предпринимаемые Роспотребнадзором для выявления вируса птичьего гриппа, сказал министр.
«Есть датчики около российских ядерных объектов. Такие же датчики должны быть распределены по границе России. Уже велись обсуждения, и все подтвердили необходимость этой инициативы», — заявил в свою очередь гендиректор корпорации «Росатом» Сергей Кириенко. Получается, что нужно лишь связать все системы в одну, чтобы они были частью общей программы.
Для обоснования необходимости создания пограничной системы мониторинга у Шойгу есть масса примеров, в частности Китай и река Сунгари, впадающая в Амур недалеко от Хабаровска. «Известно, что на реке Сунгари расположены полтора десятка целлюлозно-бумажных комбинатов», — сказал глава МЧС. Происходящее на китайской стороне постоянно тревожит экологов. В 2005 году китайские новостные агентства передавали, что в год в Сунгари происходит более 130 сбросов вредных веществ с предприятий. Часть из них случается из-за аварий на фабриках. Например, в 2006 году на китайской химической фабрике прогремел ряд взрывов, после чего в реку вылилось 100 тонн бензола и нитробензола. Вредные вещества попали в Амур и осели на дне, негативно влияя на рыбную отрасль.
Авария на японской АЭС «Фукусима» 11 марта этого года стала еще одним доводом в пользу идеи «экологической вахты» — так называет систему мониторинга Шойгу.
Глава МЧС заявил, что с самого первого дня Япония не предоставляла информацию в нужном объеме. «Данных было крайне недостаточно», — подтвердил Кириенко. Руководители федеральных служб и ведомств скупо говорят о том, как российские специалисты вели прогнозы. «Информация от Японии была очень скудная, нам нужны были более точные данные (о радиации на АЭС — «Газета.Ru») для оценки ситуации, — сказал замглавы Росгидромета Игорь Шумаков. — Все наши расчеты были теоретическими». Судя по всему, для сбора информации на Дальний Восток была свезена вся самая лучшая техника. «Были использованы датчики Министерства обороны по контролю за ядерными испытаниями, которые засекают мельчайшие радиоактивные частицы», — добавил глава «Росатома» Кириенко.
Несмотря на то что Россия является ближайшей страной к Японии, данные о происходящем на АЭС «Фукусима» приходилось брать у МАГАТЭ.
Сотрудникам «Росатома» удалось въехать на японские острова только в составе спасательного отряда.
«Мы взяли специалистов по атомной энергетике «Росатома», которые также были спасателями, и они имели все оборудование, чтобы обезопасить наших сотрудников для работы в этой зоне», — заявил Шойгу. Он добавил, что отряд МЧС из 165 человек четыре дня провел в состоянии готовности на Дальнем Востоке, прежде чем получил разрешение на въезд. Однако японцы поставили условие — не брать собак. «Мы полетели без кинологов. Такое было первый раз за 20 лет! — говорит Шойгу. — А ведь собаки — это основной инструмент при поиске людей под завалами». Глава МЧС отметил, что закрытость характерна не только для Японии. «Это неправильно, — добавил он. — Для подобных катастроф нет границ и таможни».
В начале апреля японские власти признались, что в Тихий океан идет сброс радиоактивной воды. А спустя неделю представители «Росатома» объявили, что японские специалисты не в состоянии правильно оценить уровень опасности. В это же время глава МЧС начал подготавливать экспедицию Русского географического общества (РГО) к берегам Японии. «Все наши просьбы по заходу в порты Японии не получили поддержки», — признался министр. Корабль и команда из 40 человек были собраны за неделю. 22 апреля экспедиция направилась к японским островам, прошла между Хонсю и Хоккайдо, затем повернула на север и обследовала Курильскую гряду. Официально ученые искали в воде и воздухе следы цезия-134 и 137 и йода-131, но при этом готовились к худшему.
«Во время замеров мы также искали плутоний», — рассказал «Газете.Ru» участник экспедиции, заведующий лабораторией внутреннего облучения НИИ радиационной гигиены им. Рамзаева Геннадий Брук.
Опасения имели под собой почву: плутоний был обнаружен на территории АЭС в конце марта. «Мы везли на корабле дорогой американский прибор для обнаружения радиации, боялись, что он может сломаться из-за сильной качки», — сказал Брук. Плутоний россияне не нашли, зато выявили высокий уровень цезия и йода в Тихом океане в 400 километрах от АЭС. Также высоким было содержание радиоактивных веществ в воде около Курильской гряды.
В августе РГО планирует провести второй этап экспедиции. Ученые будут выяснять, как и куда накопленные радионуклиды дойдут по пищевым цепочкам. «Сейчас на островах много птиц, у которых началась миграция, многие уже вывели птенцов, — отметил Шойгу. — А ведь там есть еще серые киты».
Глава МЧС напомнил, что после землетрясения и цунами в воду попала не только радиация, но и вредные вещества из очистных сооружений, с предприятий, а также топливо, хранившееся в емкостях.
Исследуя последствия катастрофы в Японии на территории России, Шойгу также намерен призвать другие страны взяться за подобные исследования. «Надо вернуться к техногенным катастрофам ХХ века и посмотреть на выводы», — заявил Шойгу. Он напомнил, что около побережья Крыма еще в 1941 году были затоплены бочки с боевыми отравляющими веществами. Украинская пресса сообщала, что срок годности у контейнеров вышел еще в 2010 году и сейчас региону грозит экологическая катастрофа. По заказу Минэкологии Украины было установлено местонахождение 500 бочек. Экологам предстоит выяснить, где еще 700 контейнеров.
Россия также не оставит без внимания японское молчание. Как заявил Кириенко, на саммите «большой восьмерки», который открылся в четверг во Франции, президент Дмитрий Медведев поднимет тему информационного сотрудничества во время техногенных катастроф.
«Президент на встрече «большой восьмерки» предлагает инициативы по совершенствованию международного законодательства, где одно из главнейших требований — обязательное полное раскрытие информации (во время ЧС — «Газета.Ru») и постоянный контроль и мониторинг», — сказал Кириенко.
Тема АЭС и радиационная безопасность оказалась настолько горячей, что ею открывался саммит. Главы стран обсудили ситуацию на «Фукусиме» во время рабочего завтрака и продолжили на рабочем заседании. По словам помощника президента РФ Сергея Приходько, Россия вынесла на рассмотрение партнеров целый перечень мер международно-правового и технологического характера, касающихся укрепления ядерной безопасности, сообщает РИА «Новости». Медведев ранее направил российские предложения по укреплению ядерной безопасности главам мировых держав, включая лидеров «восьмерки». Они, по словам кремлевского представителя, воспринимаются с интересом. В ближайшие дни саммита Медведев планирует провести двусторонние переговоры с премьер-министром Японии Наото Каном, сообщается на сайте президента России.