Во Внутренних войсках (ВВ) МВД Дальнего Востока продолжается скандал, связанный с видеообращением майора Игоря Матвеева. Руководство Восточного регионального командования ВВ МВД согласилось с несколькими нарушениями, о которых рассказал майор Матвеев. «Ряд фактов действительно имели место в одной из частей Внутренних войск МВД России в начале 2011 года», — сказано в официальном сообщении.
Начальник службы войск и безопасности службы штаба 107-й бригады (в/ч № 6890) Матвеев выложил видеоролики на YouTube пять дней назад. По его словам, к нему обратился служащий в/ч 3411 города Чугуйска Богомолов. Он рассказал Матвееву «о фактах коррупционного характера в своей части». Нарушения он заснял на видеокамеру, ролик Матвеев также выложил на свой аккаунт на YouTube.
Военнослужащий снял склад с продовольствием своей воинской части (лица оператора на видео не видно). По словам снимающего, в части подменили консервы с говяжьей тушенкой консервированным кормом для собак «Белка и Стрелка» и «Бим».
На складе, согласно учету, было более трех тысяч банк собачьих консервов. Вперемешку с ними, судя по видео, лежит и тушенка. Но, по словам Богомолова, она просрочена. Закончился срок хранения и у консервов сайры, лежащих рядом.
На некоторых банках тушенки переклеены этикетки. Красную этикетку «Говядина отварная в собственном соку» Богомолов снимает перед камерой с одной их жестяных банок. Под ней видна синяя этикетка – собачьи консервы «Белка и стрелка».
«Начальник склада пояснить ничего не может, — говорится за кадром. — Консервы с просроченными сроками хранения потреблялись составом, их клали в котел. Возможно, использовались и собачьи консервы для приготовления. Не исключен факт их попадания в пищу личного состава».
Второе скандальное видео Матвеев снял сам в боксе на территории в/ч 5960. На нем зафиксированы разложенные на полу спальники, полевая кухня на лавочках, одежда на вешалках. По словам майора, в боксе, принадлежащем части, нелегально живут 18 «граждан Кореи». «Это место их ночлега, — комментирует майор. — Здесь принимают пищу. Видите, полное нарушение санитарии. Бокс расположен на территории нашего парка, в нем нарушены меры пожарной безопасности».
Помимо роликов «с места событий» майор Матвеев выложил два видеообращения к президенту Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину, главе МВД Рашиду Нургалиеву и главкому Внутренних войск МВД России Николаю Рогожкину. Он просит их обратить внимание на изложенные факты, на коррупцию в частях МВД и «проникнуться данным обращением».
В среду стало известно, что, просмотрев видео майора, прокуратура Восточного военного округа начала проверку.
«К проверке привлечены сотрудники военной прокуратуры Уссурийского гарнизона. Будут тщательно исследованы все доводы, изложенные в обращении Матвеева. По результатам проверки будет дана юридическая оценка действиям воинских должностных лиц», — цитирует сообщение прокуратуры «Интерфакс».
В Восточном региональном командовании ВВ МВД «Газете.Ru» сказали, что тоже проводили проверку, но раньше обращений Матвеева. В частности, военным удалось выяснить, что продукты на складе хранились с нарушениями: собачьи консервы лежали рядом с тушенкой для личного состава. «Военный склад поставил нам консервы для кинологов, у нас в части более 15 собак. Факта попадания консервов в пищу зафиксировано не было», — сказал «Газете.Ru» начальник пресс-службы подполковник Алексей Боровицкий. Почему консервы для собак и людей стоят рядом, в части разбираются. Обвинения Матвеева в том, что бойцов кормили просроченной тушенкой, Боровицкий полностью отверг: проверяющая комиссия, когда осматривала склады, подобных нарушений не нашла. Подполковник признался, что сам смотрел видео Матвеева и обращал внимание на даты выпуска и срок годности банок: «Никаких просроченных я там не увидел».
Отрицать зафиксированные на ролики переклеенные этикетки в командовании не стали.
«По этому поводу сейчас идет разбирательство. Консервы нам привозит орган, который поставляет довольствие с военных складов МВД. Предстоит выяснить, где были изменения в этикетках: либо это к ним банки поступили уже такими, либо произошло в процессе транспортировки», — поясняет Боровицкий.
«Лица зарубежного гражданства» на территории также присутствовали, подтверждают в командовании. «Они проводили ремонт помещений и строительство новых, — рассказывает Боровицкий. — У нас есть строительная компания-подрядчик, которая этим занимается. Они нанимают рабочую иностранную силу». Командование отрицает, что иностранцы на территории части жили. Бокс им выделили под бытовые нужды — переодеться и поесть. Но имена строителей не были согласованы с руководством части, как того требовал устав. «Пропуск их на территорию был несанкционированный. За это четыре должностных лица получили дисциплинарные высказывания», — говорит Боровицкий. Результаты проверки командование отправило в военную прокуратуру.
На одном из видео Матвеев говорит, что «командир войсковой части № 6890 Валентин Султанбеков переписывает документы» и пытается скрыть преступления.
В командовании, в свою очередь, утверждают, что свои ролики Матвеев опубликовал, «чтобы остаться на военной службе» и «обелить себя в глазах сослуживцев и вышестоящего командования».
ВВ МВД напомнили, что в 2004 году Хабаровский гарнизонный военный суд признал майора виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.119 УК (угроза убийством). Его приговорили к одному году лишения свободы условно. А в 2008 году Грозненский гарнизонный военный суд назначил ему штраф в 15 тыс. рублей за оскорбление старшего начальника (ч. 2 ст. 336 УК).
О двух уголовных делах Матвеев упоминает в одном из своих видеообращений. Оба, по его словам, были сфабрикованы, когда майор пытался бороться против коррупции в высшем составе ВВ МВД. В 2004 году в Хабаровске его даже сажали в СИЗО: «Я был освобожден только после вмешательства общественности. В том числе и Эллы Памфиловой». После суда Матвеева, по его словам, перевели в Грозный, где он также «пытался воспрепятствовать противоправной деятельности» и опять стал фигурантом уголовного дела. Затем майора снова перевели на службу во Владивосток.
В сети после роликов Матвеева началась информационная война. На YouTube появилась видеозапись того, как Матвеев спит в рабочее время на столе. Снимающий фиксирует состояние майора и просит других сослуживцев его разбудить. Майор не шевелится. Снимающий спокойным голосом говорит, что майор Игорь Матвеев спит на рабочем месте, «его никто не оскорбляет, не издевается, он просто спит». Затем несколько раз просит позвонить врачам, чтобы «помочь майору».
Медики приходят на шестой минуте, при этом отказываются говорить снимающему, пахнет ли от военного спиртным, и утверждают, что диагноз поставить не могут.
«На видео меня пытается разбудить замполит части. А за две недели до этого я его за руку поймал на хищениях. Только тому делу тоже ход не дали. А меня чем-то накачали и сняли. Ни запаха алкоголя, ни чего-нибудь еще не было. Специалисты посмотрели и сказали, что похоже на снотворное», — прокомментировал видео Матвеев владивостокскому агентству PrimaMedia. Снято оно, по его словам, в 2009 году. После этого заявления в «Русской службе новостей» появился комментарий некоего сослуживца Матвеева Алексея: «Он хоть и говорит, что живет по уставу, но во многом его поступки противоречат правилам».
В командовании официально поспешили напомнить, что Матвееву выносили предупреждении о неполном служебном соответствии за употребление спиртного, также у него имеется шесть неснятых дисциплинарных взысканий.
В результате 12 мая 2011 года, заявили в командовании, он был уволен «за систематическое нарушение воинской дисциплины и в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта».
Сейчас, пояснил Боровицкий, Матвеев в отпуске и будет официально уведомлен об увольнении, как только выйдет на работу.
Матвеев в своем обращении говорит, что после выложенных видео Султанбеков сначал предложил ему квартиру, повышение в воинском звании и хорошую пенсию. В обмен Матвеев не должен был публично разглашать сведения о нарушениях. Когда же он отказался, на него «стали оказывать давление», изъяли компьютер с аудиозаписями. «У меня есть видео, как на меня оказывали давление, рапорты, бумаги о коррупции, — говорит Матвеев. — Я 20 лет нахожусь на службе, и мои принципы уже сформировались».